Надежда Скуратова
Конспект занятия для детей старшей группы ДОУ «Автоматизация звука [C] в слогах и словах»
▼ Скачать
Цель: закрепить правильное произношение звука [С] в слогах и словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• автоматизировать звук [С] в слогах и словах
• закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
• формировать умение образовывать множественное число имен существительных
• формировать умение образовывать притяжательные прилагательные
2. Коррекционно-развивающие:
• закреплять умение определять наличие и место звука в слове
• развивать фонематический слух
• развивать речевое дыхание
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы ДОУ „Автоматизация звука [C] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
• развивать мелкую моторику рук, артикуляционную моторику
• развивать внимание, мышление, зрительное восприятие
3. Воспитательные:
• воспитывать навыки самоконтроля
• воспитывать положительное отношение к занятиям
Оборудование: кукла, конверты, комплект карточек для артикуляционной гимнастики, комплекс упражнений пальчиковой гимнастики, цветок для выполнения дыхательной гимнастики, карточка со слогами со звуком [C], предметные картинки с автоматизируемым звуком, предметные картинки для игры «Скажи ласково», предметные картинки для игры «Один – много», карточки для игры «Зимние заготовки», карточки для игры «Где спрятался звук [C]?».
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй, Таня. Сегодня к нам на занятие пришёл гость. Кто же это? Отгадай!
Я хорошая игрушка –
Каждой девочке подружка!
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки (кукла)
Это кукла. Её зовут Соня. В ее имени есть звук С. Она очень любит своё имя и хочет, чтобы вы научились правильно произносить звук С. А для этого Соня приготовила интересные задания.
2. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Давайте заглянем в первый конверт. В конверте интересное задание от Сони.
«Заборчик»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны —
От краёв и до десны.
«Вкусный блинчик»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
«Расчёска»
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу,
Благодарна мне причёска,
А зовут меня (расческа)
«Киска сердится»
Выгляни в окошечко –
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула!
Рассердилась киска – не подходите близко!
«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Чистим зубки»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние — не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
«Горка»
Улыбаюсь, рот открыт —
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
2. Пальчиковая гимнастика
А теперь Соня предлагает выполнить гимнастику для пальчиков.
3. Дыхательное упражнение «Подуй на цветочек»
Соня очень любит цветы. Посмотрите, какой она принесла тебе в следующем конверте красивый цветок! Давайте подуем на него и посмотрим, что получится.
4. Автоматизация звука [С] в слогах
Мы сегодня продолжаем учиться правильно произносить звук С. И Соня приготовила тебе задание, открывай следующий конверт.
Соня очень любит петь песенки и хочет, чтобы вы спели для нее.
са-со-су-сы
сы-са-су-со
су-со-сы-са
со-су-са-сы
ас-ос-ус-ыс
ыс-ас-ус-ос
ус-ос-ыс-ас
ос-ус-ас-ыс
Как красиво получилось! Соне очень понравилось.
5. Автоматизация звука [С] в словах
В следующем конверте кукла Соня просит открыть шкатулку (открывают шкатулку). Ой, сколько тут картинок! Внимательно посмотрите на картинки и выбери только те, в которых есть звук С. Назови их.
Картинный материал: автобус, клоун, маска, собака, сосна, сок, весы, шапка, сумка, оса, насос, сахар, глобус, кошка, сова, ананас, жук, рыба, косы, заяц, компас, собака, конфета, дом.
6. Игра «Скажи ласково»
Ребёнок (дети) открывает следующий конверт с заданием.
Соня очень добрая кукла и любит называть предметы ласково. Давай посмотрим на картинки и тоже назовём их ласково. (Педагог показывает изображения)
Сад-садик
Лес-лесок
Сын-сыночек
Самолет-самолетик
Сумка-сумочка
Носок-носочек
Сундук-сундучок
7. Игра «Один – много»
Соня очень любит красиво одеваться. Посмотрите, какая одежда у нее есть! Давайте поиграем в игру «Один – много» (ребёнок называет предметы одежды на картинках сначала в ед. ч, затем изменяет на мн. число)
8. Упражнение «Зимние заготовки»
Еще Соня любит готовить. И на зиму она сварила много всего из ягод и фруктов.
(Педагог показывает картинки ягод и фруктов)
Скажите что у Сони получилось?
- Сок из слив? – сливовый
- Сок из ананасов? – ананасовый
- Сок из абрикосов? – абрикосовый
- Варенье из персиков? – персиковое
- Варенье из смородины? – смородиновое
9. Физкультминутка
Давайте немного отдохнем и разучим для куклы движения.
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед).
10. Формирование навыка звукового анализа
Игра «Где спрятался звук [С]?»
- Соня приготовила для вас еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах : в начале, в середине или в конце слова?
( Педагог показывает изображения: ступеньки, собака, фикус, весы, оса, мясо, ананас, сумка, киска, кактус, компас, лиса, миска, санки)
11. Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
- Соне очень понравилось, как вы выполняли задания.