Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] — [М]»

Светлана Мамедова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] — [М]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дифференциация звуков [Н] и [М] в слогах, словах и фразе.

Задачи: способствовать развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, фонематического восприятия, слухового внимания, мышления; создавать условия для навыка дифференциации звуков [М] и [Н] в слогах, словах и фразе; способствовать развитию умения составлять простые предложения.

Ход НОД:

1. Организационный момент. Характеристика звуков [М] и [Н].

Пью бензин и масло ем,

Хоть не голодно совсем.

А без них я так болею,

Что поехать не сумею. (Машина)

Шоферу каждому в пути

Могу я пользу принести.

Меня достанут тут же все,

Когда дефект есть в колесе. (Насос)

- Какой первый звук в этих словах?

- Чем похожи и чем отличаются эти звуки? (Оба звука – согласные, потому что во рту есть преграда, и воздух не может выходить свободно, еще звонкие, так как голос работает; при произнесении звука [М] двигаются губы, а язык не работает; при произнесении звука [Н] двигается язык, а губы не двигаются)

2. Артикуляционная гимнастика.

- Давай разомнем наши губки и язычок и сделаем для них артикуляционную гимнастику.

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

11. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

12. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

13. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

14. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

15. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

16. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

17. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

3. Дифференциация звуков [М] и [Н] в слогах.

- Сегодня к нам приехали грузовики. Посмотри на них и скажи, чем они отличаются. (На одном из них написана буква М, на другом буква Н)

- Грузовики ехали, встретились на дороге и стали приветствовать друг друга, сигналить. Послушай и попробуй повторить, как они сигналили:

- МА-МО-МУ

- НЫ-НА-НЭ

- МА-МА-НА

- НО-НО-МО

- МУ-НУ-МУ

- МЫ-НЫ-НЫ

4. Дифференциация звуков [М] и [Н] на слух в словах.

- Грузовики стали рассказывать друг другу, что они видели в пути. Слушай слова, которые они будут говорить. Если услышишь звук [М] в слове, то нарисуй одну горизонтальную линию на доске (–, губы сжимаются); если звук [Н] – то две линии (=, губы не сжимаются): мост, носок, майка, ножницы, носорог, дом, слон, дым, комод, обезьяна, окно, маяк.

6. Дифференциация звуков [М] и [Н] в словах.

- Грузовики приехали на большой склад, где очень много разных предметов. Нужно помочь грузовикам загрузить эти предметы и отвезти их в магазин. Как ты думаешь, что повезет грузовик с буквой М? А грузовик с буквой Н? Называй картинки и клади их в нужный грузовик.

7. Динамическая пауза.

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

8. Дифференциация звуков [М] и [Н] во фразе.

- Наши грузовички привезли нам картинки. Давай посмотрим, что на них изображено и составим предложения:

Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тёма разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Тома надела сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама купила зонт.

9. Итог НОД.

- Замечательно! Что мы делали? Мы сегодня поиграли с грузовичками и помогли им отвезти груз в магазин. Какие звуки ты сегодня старался правильно произносить? Грузовики благодарят тебя, приглашают еще приходить в гости и поиграть.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] — [М]»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 14:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] — [М]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мамедова (УИ 3134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД