Кузьмина Лилия Александровна
Конспект индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия со слепым ребенком младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитее импрессивной и экспрессивной стороны речи у слепого ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширение объема представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка.
- Сформировать понятие о слове семья.
- Формирование мотивационной основы речевой деятельности.
- Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребенка
- Развитие слухового внимания, восприятия.
- Учить переносить знания, умения и понятия с уровня внешней речи в самостоятельную, практическую деятельность ребенка.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия со слепым ребенком младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Формирование компенсаторных процессов восприятия на полисенсорной основе.
- Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.
-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику кистей рук, дыхание, силу голоса, мимику и пантомимику, координацию движений и дыхания;
- Развивать коммуникативные и регулятивные УУД: коррегировать и развивать личностную саморегуляцию ребенка, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки.
- Обогащение активного словаря и развитие предметной соотнесенности слова доступного пониманию и воспроизведению.
Оборудование:
Массажные шарики разных размеров, кольца «Су-Джок», бубен, маракас, волшебный мешочек
Методы обучения:
- объяснение;
- рассказ;
- игра;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Л: Заходит в группу детского сада со словами: «Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои маленькие! Аккуратно подходит к слепому малышу, берет его за ручки и тем временем сообщает ребенку, что пришел логопед ИО. Просим ребенка произнести свое имя, (если ребенок не произносит свое имя, логопед произносит за него). Даем слепому ребенку обследовать логопеда (потрогать руки, волосы, лицо, понюхать). Развивать умение вслушиваться в речь, называть членов семьи, понимать обобщающее слово семья.
2. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
Беседа с ребенком на тему : «Семья»
-Логопед : спрашиваем у ребенка с кем он сегодня пришел в детский сад (мама или папа, как их зовут? От куда пришел ребенок? Из дома? С кем он дома живет (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, братом, сестрой, тетей, дядей и т. д.). Уточняем и называем имя мамы, папы, брата, сестры и т. д (если ребенок не знает и не называет имен нужно с ним проговорить и запомнить). Учить повторять за взрослым слова обозначающих ему близких людей (мама, папа, тетя, дядя, ляля).
3. Развитие общей моторики и слухового внимания.
«Три медведя»
Три медведя шли домой. (Вместе с ребенком рука в руке хлопаем в ладоши)
Папа был большой – большой, (Тянем руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняемся)
А малыш малютка просто. (Приседаем)
Очень маленький он был, с погремушками ходил. (Погремим погремушкой или маракасом вверху-уточняя какой папа высокий, внизу-какая мама низкая, справа, слева, спереди, сзади).
Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил.
3. Развитие мелкой моторики.
Установить эмоциональный контакт. Развитие кинетических ощущений. Массаж для пальцев рук с помощью кольца «Су-Джок».
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, (Надеваем колечко на большой палец и массирующими движениями проводим вверх, вниз).
Этот пальчик - бабушка, (Надеваем колечко на указательный палец и массирующими движениями проводим вверх, вниз).
Этот пальчик - папа, (Надеваем колечко на средний палец и массирующими движениями проводим вверх, вниз).
Этот пальчик - мама. (Надеваем колечко на безымянный палец и массирующими движениями проводим вверх, вниз).
А вот этот пальчик я. (Надеваем колечко на мизинец палец, массирующими движениями проводим вверх, вниз)
Вот и вся моя семья. (Поглаживающие движения по кисти правой и левой руки ребенка.)
5. Развитие артикуляционной моторики.
Массаж биологически активных точек лица «Наша доченька проснулась».
Наша доченька проснулась – разводим руки в стороны, тянемся (имитация зевания).
Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам
Ручкой влево потянулась – поглаживают брови
Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.
А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам.
Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши.
Упражнения для щек и губ (производим с помощью массажных движений руками) :
Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти. (Показываем с помощью рук, чтобы ребенок почувствовал правильное положение губ, пальпирующие движения по губам).
Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
Вкусное варенье. Облизываем губы, причмокиваем языком.
Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «воздушный поцелуй».
Упражнения для язычка:
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам. (Показываем движения механическим способом).
6. Развитие дыхания и голоса.
Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса- упражнение «Послушай и повтори» :
А-а-а!-мама качает малыша
Уа!Уа!-плачет малыш
О-о-ох!-стонет старая бабушка
7. Развитие грамматического строя речи.
Уметь образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед предлагает ребенку волшебный мешочек, в котором находятся «Су-Джок» шарики разных размеров. Ребенок достает шарик массажными движениями (рука в руке, если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, катает его в ладошках называя одного из членов семьи, возвращает мяч логопеду, произнося уменьшительно-ласкательную форму названного слова: мама - мамочка; папа - папочка; бабушка - бабуля; дедушка - дедуля.
- Формирование умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один папа, одна мама, одна семья).
ИГРА «НАЙДИ, ГДЕ ЗВЕНИТ»
Педагог показывает ребенку бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность ребенку самому позвенеть. Затем отходит от ребенка в разные стороны помещения, в начале игры педагог отходит недалеко от ребенка, постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняется. Данный вид упражнения способствует развитию моторной координации в пространстве.