Марина Филина
Конспект игровой ситуации в старшей группе по развитию математических представлений. Лексическая тема «Рыбы»
Конспект игровой ситуации в старшей группе по развитию математических представлений. Лексическая тема
Образовательные задачи. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. Закрепление знаний о составе числа «пять». Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, навыков конструирования. Закрепление представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра. Формирование умения измерять объем жидкости с помощью условной мерки.
Публикация «Конспект игровой ситуации в старшей группе по развитию математических представлений, Лексическая тема „Рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по математике
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, произвольности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, «Играйка 1», плоскостные изображения рыбок для коврографа, магнитные геометрические фигуры, рабочие тетради по числу детей и цветные карандаши, большое ведро с водой, маленькое ведерко, два небольших прозрачных сосуда (банки, аквариумы, бумажные полотенца.
Предварительная работа. Объединение частей в целое множество, установление зависимости между множеством и его частью, подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Аквариум» Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Развитие речевого слуха.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске, на которой закреплено изображение аквариума. Дети по предложению педагога берут из контейнера, стоящего возле доски, по одному плоскостному изображению рыбки, улитки или растения.)
Педагог. Сегодня мы будем говорить о рыбах, которые живут в аквариуме, реке, озере, пруду, будем считать их и играть в новые игры. А для начала давайте поселим рыбок и улиток, которые есть у вас, в аквариум. Посадим туда водоросли, положим раковины. Слушайте меня внимательно. Золотую рыбку нужно поместить в центр аквариума. (Один из детей прикрепляет изображение рыбки с помощью магнита в центр аквариума.)
Педагог. Скалярию я предлагаю поместить в верхний левый угол, у передней стенки аквариума.
(Второй ребенок выполняет задание.)
Педагог. Одну из улиток следует поместить в правый нижний угол, возле куста водорослей.
(Третий ребенок выполняет задание.)
Педагог. А вторую улитку поместите внизу посередине у передней стенки аквариума.
(Четвертый ребенок выполняет задание.)
Педагог. Меченосца давайте поместим в левый нижний угол.
(Пятый ребенок выполняет задание.)
Педагог. А гурами нужно поместить в правый верхний угол.
(Шестой ребенок выполняет задание.)
Педагог. Наверху посередине пусть плывет гуппи.
(Седьмой ребенок выполняет задание.)
Педагог. Раковину нужно положить внизу посередине у задней стенки аквариума.
(Восьмой ребенок выполняет задание.)
Педагог. Сомик пусть лежит на дне, внизу посередине аквариума.
(Девятый ребенок выполняет задание.)
Педагог. Водоросли нужно посадить в правый нижний угол у передней стенки аквариума.
(Десятый ребенок выполняет задание.)
Педагог. Молодцы! Вот сколько рыбок живет у нас в аквариуме.
(Педагог убирает изображение аквариума с доски.)
2. Игра «Разноцветные рыбки». Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения.
(По предложению педагога дети подходят к коврографу. Педагог ставит перед ними контейнер с плоскостными изображениями рыб.)
Педагог. Теперь давайте поговорим о рыбках, которые живут в реке. Отсчитайте четыре ерша и поместите их в ряд на коврографе.
(Один из детей выполняет задание.)
Педагог. Теперь отсчитайте три окуня и поместите их в ряд под ершами.
(Второй ребенок выполняет задание.)
Педагог. Отсчитайте три плотвички и поместите их в ряд под окунями.
(Третий ребенок выполняет задание.)
Педагог. Что вы можете сказать о количестве рыбок разных видов?
Дети. У нас по три окуня и плотвички. Их поровну, одинаковое количество. А ершей больше, чем окуней и плотвичек, на один.
Педагог. А сколько всего рыбок у нас на коврографе? Сосчитайте.
Дети. У нас всего десять рыбок.
Педагог. Как мы получили всего десять рыбок?
Дети. Мы взяли четыре ерша, три окуня и три плотвички, получилось всего десять рыбок.
Педагог. Правильно, молодцы!
(Педагог убирает изображения с коврографа.)
3. Игра «Рыбки в ручейке». Совершенствование навыков конструирования. Развитие творческого воображения.
(Педагог вновь приглашает детей к магнитной доске, возле которой стоит контейнер с геометрическими фигурами.)
Педагог. У нас уже живут рыбки в аквариуме и реке. Теперь я предлагаю вам собрать из фигур изображения рыбок, которые будут жить в ручейке.
(Дети собирают изображения рыбок из геометрических фигур. Если они затрудняются, педагог может предложить им собрать изображения по схемам (рис. 58).)
Педагог. У вас получились разные, очень красивые рыбки. Молодцы! А теперь расскажите, из каких фигур вы их собрали.
(Дети выполняют задание педагога, а потом помогают ему сложить фигуры в контейнер.)
4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.)
Рыбка плавает в водице, Дети складывают ладони вместе и показывают,
Рыбке весело играть. как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка-озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова показывают, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла, Делают хватательное движение двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова показывают, как плывет рыбка.
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
5. Работа в тетради. Упражнение «Дорисуй рыбок». Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа.
(Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых лежат рабочие тетради и цветные карандаши.)
Педагог. Художник нарисовал для вас несколько аквариумов. Сколько их? Сосчитайте.
Дети. Художник нарисовал всего четыре аквариума.
Педагог. Сколько рыбок в первом аквариуме? Сосчитайте.
Дети. В первом аквариуме четыре рыбки.
Педагог. Сколько рыбок во втором аквариуме? Сосчитайте.
Дети. Во втором аквариуме три рыбки.
Педагог. Сколько рыбок в третьем аквариуме? Сосчитайте.
Дети. В третьем аквариуме две рыбки.
Педагог. Сколько рыбок в четвертом аквариуме? Сосчитайте.
Дети. В четвертом аквариуме одна рыбка.
Педагог. Подумайте, сколько рыбок нужно нарисовать в каждом аквариуме, чтобы их стало ровно пять. Выполняйте задание.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Сколько рыбок вы дорисовали в первом аквариуме? Почему?
Дети. В первом аквариуме мы нарисовали одну рыбку, потому что там уже было четыре рыбки. Четыре рыбки и одна рыбка- всего пять рыбок.
Педагог. Сколько рыбок вы дорисовали во втором аквариуме? Почему?
Дети. Во втором аквариуме мы нарисовали две рыбки, потому что там уже было три рыбки. Три рыбки и две рыбки- всего пять рыбок.
Педагог. Сколько рыбок вы дорисовали в третьем аквариуме? Почему?
Дети. В третьем аквариуме мы нарисовали три рыбки, потому что там уже было две рыбки. Две рыбки и три рыбки- всего пять рыбок.
Педагог. Сколько рыбок вы дорисовали в четвертом аквариуме? Почему?
Дети. В четвертом аквариуме мы нарисовали четыре рыбки, потому что там уже была одна рыбка. Одна рыбка и четыре рыбки- всего пять рыбок.
Педагог. Теперь нарисуйте в аквариумах водоросли, докрасьте камешки, воду и рыбок.
(Дети выполняют задание. Педагог собирает тетради и карандаши.)
6. Упражнение «Рыбалка». Закрепление представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.
(Педагог читает детям стихотворение.)
Педагог.
Вчера мы с друзьями на речку ходили.
Весь вечер на речке мы рыбу удили.
Попались нам лещ, голавли и плотва.
Еще мы сома не поймали едва.
Сегодня уху на костре мы сварили.
«Какая вкуснятина!» - все говорили.
А завтра мы будем сидеть на крылечке,
Мечтать о соме, что живет в нашей речке.
Когда дети ходили на рыбалку? Вы запомнили?
Дети. Они ходили на рыбалку вчера.
Педагог. Какую рыбу они поймали?
Дети. Им попались лещ, голавли и плотва. А еще они чуть не поймали сома.
Педагог. Когда они сварили уху?
Дети. Уху они сварили сегодня.
Педагог. Что дети собираются делать завтра?
Дети. Завтра они будут сидеть на крылечке и мечтать о соме, которого не поймали.
Педагог. Молодцы! Вы внимательно слушали стихотворение и ответили на все мои вопросы.
7. Игра «Чистая водица». Измерение объема жидкости с помощью условной мерки.
(Педагог приглашает детей в центр экспериментирования, где стоят большое ведро с водой, маленькое пластмассовое ведерко и две пустые емкости (банки, маленькие круглые аквариумы, примерно одинаковые по объему).)
Педагог. Мы с вами должны приготовить воду в двух маленьких аквариумах, чтобы отсадить туда рыбок из большого аквариума, потому что в большом аквариуме я буду менять воду. Одинаковые ли эти аквариумы по размеру? Как вы думаете?
(Дети высказывают свои предположения.)
Педагог. Что вы можете предложить сделать для того, чтобы убедиться, что аквариумы разные по размеру?
Дети. Нужно наливать в аквариумы воду из большого ведра маленьким ведерком. Сначала нальем одно ведерко в один аквариум, потом в другой. Потом еще одно ведерко в один аквариум, потом - в другой. И так до тех пор, пока оба аквариума не будут полными.
Педагог. Правильно. Вы решили использовать маленькое ведерко как мерку. Попробуйте.
(Дети наливают воду в оба аквариума, считая ведерки.)
Дети. В один аквариум вошло пять ведерок воды, а в другой четыре. Значит, первый аквариум больше второго. А второй аквариум меньше первого.
Педагог. Правильно, молодцы! Вы мне очень помогли. Теперь я знаю, что в первый аквариум я могу посадить на одну рыбку больше, чем во второй
(Педагог и дети вытирают руки бумажными полотенцами.)
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(По предложению педагога дети рассказывают, что нового они узнали, как получили множество разноцветных рыбок из трех групп рыбок, как собирали изображения рыбок из геометрических фигур. Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.)