Татьяна Горобец
«О чем рассказывают камни». Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах, знакомство с профессией геолога.
Предварительная работа. Чтение детской художественной и познавательной литературы: Кривин Феликс «Сказки, добытые из – под земли»/ М., «Малыш», 1981 г. ; рассматривание большой детской энциклопедии «Геология»; просмотр мультфильма «Горный мастер»; сбор коллекции камней, минералов.
Публикация «„О чем рассказывают камни“, Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Материалы и оборудование.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, минусовка песни «Вместе весело шагать по просторам» М. Матусовский, В. Шаинский, коврики, бинокль, «бревнышки для костра, картошка печеная, влажные и сухие салфетки, мел, каменный уголь, керамзит, галька, коллекция камней, в том числе и с кристаллическим строением, набор минералов «Богатства недр земных», лимонный сок, аквариум с водой, по числу детей - рюкзаки, мисочки, пипетки, небольшие куски пластилина (2х2 см, лупы; разноцветные камешки – самоцветы от старых бус для подарка детям.
Последовательность работы
Воспитатель приветствует детей, предлагает послушать стихотворение
В. Кудрявцевой «Алмазная гора» :
Намокли брюки и носки,
Заела мошка,
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу 7 лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет
Один - как мамины глаза,
Прозрачно - голубой;
Как виноградная лоза,
Зелененький другой.
А третий солнышка светлей
А вдруг это алмаз?
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс.
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Растет над берегом реки
Алмазная гора.
Воспитатель:
Ребята, а кто из вас, как герой стихотворения, искал камешки? Где это было? Много ли камешков удалось найти?
/Педагог выслушивает ответы детей/
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, откуда берутся камни? Да, правильно, из земли, можно сказать, что камни – это дети Земли, нашей планеты. Камни, большие и маленькие, красивые и простые, но обладающие особыми свойствами, всегда вызывали интерес у людей, существует даже такая профессия – геолог. Геолог - это специалист, который изучает разные полезные ископаемые, в том числе и камни. Что означает слово ископаемые? А значит оно то, что много нужно земли ископать, чтобы найти очень нужные и полезные для человека минералы (камни, или нефть, или газ. Посмотрите на иллюстрацию – что на ней изображено? (Слайд 1) Правильно, это геолог. С помощью своих инструментов – специального геологического молотка и лопаты геолог добыл из земли минералы (камни).
Слайд 1.
Часто геологам для поиска полезных ископаемых приходится забираться в самые отдаленные уголки земли, подниматься на высокие горы, уходить в тайгу, поэтому геологом может стать только человек сильный физически, смелый и сильный духом (слайд 2).
Слайд 2.
Например, геологу нужно выдолбить из середины скалы вручную, кувалдой глыбу (большой камень) килограммов 20-30 (по тяжести это все равно, что кого –нибудь из вас поднять, дети). Потом донести эту глыбу до лагеря или машины (если есть возможность на ней проехать). Иногда приходится преодолевать с грузом не один километр. Геолог доставит груз в лабораторию, где ученые минералоги исследуют их специальными методами: например, рассмотрят под увеличительным стеклом, микроскопом (слайд 3).
Слайд 3.
А вы, дети, хотите сейчас отправиться на поиск чудесной горы с интересными камнями? Тогда нам нужно стать геологами. Давайте возьмем снаряжение, которое сложено у нас в рюкзаках и пойдем в экспедицию. Дорога нелегкая, много придется нам пройти испытаний. Ну, что, вы готовы? Тогда пошли ( дети идут под музыку через полосу препятствий: ходьба змейкой между пеньков, переход через речку по мостику, ходьба по камням, подлезание под дуги, перешагивание через барьеры, ходьба по кочкам, прыжки на двух ногах).
Фото 1.
Воспитатель смотрит в бинокль: «Я вижу гору, и думаю, что там мы найдем что-нибудь интересное».
Дети и воспитатель подходят к «горе» начинают рассматривать камни. По указанию воспитателя находят гальку, уголь, мел, керамзит, набирают песок.
Воспитатель: Ребята, мы проделали трудный путь, славно потрудились, пора отдохнуть. Сейчас мы разложим костер, напечем картошки, покушаем, отдохнем - и в обратный путь.
Фото 2
Дети и воспитатель «раскладывают» костер (складывают из бревнышек, и кидают туда картошку. Расстилают вокруг костра коврики, рассаживаются.
Воспитатель: Пока картошка печется, мы с вами споем песню («Вместе весело шагать по просторам» М. Матусовский, В. Шаинский, под минусовку)
Картошка готова, остудим ее и покушаем. Ну, что, подкрепились? Пора нам обратно в детский сад. Идут змейкой по залу, походят к столу.
Воспитатель: А теперь представьте себе, что мы пришли в минералогическую лабораторию, где исследуют камни. Чтобы в ходе экспериментов не испачкать одежду, наденем клеенчатые фартуки, у кого рукава одежды длинные, подкатим рукава (дети выполняют действия).
Воспитатель:
Итак, все готовы, давайте посмотрим, что же мы с вами нашли. Вот первая наша находка – морская галька.
- Возьмите по одному камню и сравните у кого самый большой камень, у кого – маленький (дети выкладывают гальку на столе, выполняют операцию сравнения).
- Возьмите камень в ладошку, подержите – тяжелые камешки или легкие? Легкие.
-Посмотрите на форму ваших камешков, какие они? Да, все они имеют круглую или овальную форму.
- У кого самый светлый камень, сравните. А самый темный?
- Потрогайте камень пальчиками, проведите ладонью по его поверхности. Какая поверхность у гальки? Ровная, гладкая. Как вы думаете, почему? Правильно, волны морской воды долгое время перекатывали камешки, все неровности стерлись от трения камней друг об друга.
- Сожмите камень сильно-сильно. Какой он? Да, твердый.
- Возьмите еще по одному камню и постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Какие звуки вы слышите? Звонкие или глухие, громкие или тихие?
- А теперь положите один камешек и возьмите пластилин. Сожмите теперь камень и пластилин. Что происходит? (пластилин меняет форму от сжатия, а камень не меняет формы).
- Попробуйте постучать камнем о кусочек пластилина. Есть звук? Звука почти нет, пластилин прилипает к камню.
- А что будет, если положить камни в воду? Давайте проверим.
Фото 3
(Дети подходят к аквариуму и опускают по очереди камешки в воду).
Воспитатель:
- Что произошло? Все наши камешки утонули. А вы заметили, что образовалось на поверхности воды (всплеск, круги). А как вы думаете, все ли камни тонут?
Посмотрите, вот эти камешки называются керамзит, давайте исследуем его.
- Возьмите в руку камешек керамзит, скажите, это тяжелый камень? Тоже легкий. Сравните его по весу с галькой такого же размера – что тяжелее? Да, галька тяжелее.
- Опустите керамзит в воду. Что произошло? Как вы думаете, почему керамзит не утонул? В керамзите много воздуха, поэтому он легкий и не тонет. Вот какие интересные камни мы принесли - гальку и керамзит. А сейчас присядьте за стол.
Воспитатель.
Продолжим рассматривание наших находок. Вот мы нашли такой черный камень, называется он каменный уголь, а этот камешек, наоборот - белый и называется… кто знает как? Правильно, мел. Давайте сравним их.
- То, что один камень белый, другой черный, мы выяснили. Теперь сожмите крепко камни, какие они? Да, твердые, не меняют своей формы от сжатия.
- А теперь попробуйте разломать мел и уголь. Что получилось? Мел сломался, раскрошился, а уголь остался прежним, его не удалось разломить. Значит мел хрупкий, а уголь - твердый.
- А по весу какие они? Да, мел легче угля.
фото 4
- А знаете, как получились мел и уголь? Мел состоит из останков мелких животных, которые жили давно-давно на земле. Животные умерли, но остались их скелеты, панцири. Со временем они превратились в камень, который называется мел.
- А этот черный камень образовался из растений. Когда старое дерево падало в болото и долго-долго там лежало, оно превращалось в каменный уголь.
- Камни эти очень разные, но у них есть одно общее свойство. Может быть кто-нибудь из ребят знает, какое это свойство? (выслушивает предположения детей)
Скажите, для чего используется мел? Правильно, например, чтобы писать в школе на доске, или рисовать на асфальте.
А уголь? Уголь – это топливо, его используют на заводах для получения нефти, из которой делают, например, бензин – топливо для автомобилей. Но, оказывается углем можно тоже писать или рисовать, он оставляет след на бумаге – попробуйте сами, возьмите небольшой уголек и проведите по листу бумаги. (дети выполняют задание).
Воспитатель:
- А как вы думаете, ребята, могут ли камни сердиться? Возьмите пипетки, наберите в них лимонный сок и капните на мел. Что произошло? Мел зашипел и появилась пена. Не нравиться мелу лимонный сок.
- Еще мы с вами принесли с берега горной реки песок. Посмотрите, сухой песок легко пересыпать из одной емкости в другую (воспитатель сопровождает слова демонстрацией). Рассмотрите песок с помощью лупы. Из чего он состоит? Да, из песчинок. Какие песчинки по размеру? Маленькие. Их называют еще кристаллы. Из кристаллов состоят многие камни. Вот я приготовила для вас кусочки камней, рассмотрите их под лупой и найдите те, которые состоят их кристаллов. (Дети рассматривают различные камни через лупу, отбирают камни с кристаллическим строением – мрамор греческий, уральский, турецкий, гранит уральский и т. д.).
Фото 5
Воспитатель
Ну вот мы и завершили нашу исследовательскую работу. Сегодня вы узнали много новой информации о камнях. Какие камни вам запомнились и почему? (выслушивает ответы детей)
Воспитатель Вы, дети, сегодня были все молодцы, помогали мне в путешествии и почувствовали себя настоящими геологами - ученными, когда проводили опыты с камнями. За это я вам на память о нашей экспедиции подарю красивые камешки, которые я нашла у горы и незаметно для вас спрятала в рюкзак.
Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр – детский сад №232»
Горобец Татьяна Николаевна