Эльвира Лиховских
Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Задачи:
Познавательные: повторить направления на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ, познакомить шахматными фигурами.
Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.
Публикация «Конспект игрового занятия по шахматам „Шахматные фигуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Развивающие: развивать логическое мышление ;ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).
Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.
Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, сказочный герой Маша, кубик с изображением шахматных фигур, «репка», чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек».
Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.
Организационный момент:
Раздаётся стук в двери. Входит Маша в руках держит шахматную доску.
Маша: - Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.
- Маша, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.
В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.
Маша:- Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками.
Попробуйте отгадать.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).
Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)
Что следует за чёрным полем? (белое поле)
Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)
Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)
Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)
«Доскажи словечко».
В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз пойдёшь – это (вертикаль,
Вправо- влево -(горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведёт (диагональ).
- Дети, покажите Машеньке, как можно из квадратов построить
вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске(8)
-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8, самая короткая(2).
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).
Игра «Кубик».
Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.
- Ребята я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.
Игра «Шахматная репка».
Посадили «репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:
«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка–
это пешка».
Физкультминутка.
Маша потянулась, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась, (наклон корпуса вперёд)
Руки в сторону развёла, (руки развести в стороны)
Пешку, видно, не нашла (поворот вправо и влево)
Чтобы пешку отыскать (погрозить указательным пальцем)
Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).
- У нас ещё остались загадки в тетрадке.
Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)
У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)
Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)
Какая фигура выше : конь или король? (король)
Какая фигура ниже : ладья или ферзь? (ладья)
Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).
У какого слона нет хобота (у шахматного)
Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).
Словесная игра «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два (коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся (слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт (ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество (король).
- Дети, шахматные фигуры устали,им пора отдохнуть.
Игра «Полна горница»
Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Предлагаю детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.
-Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Маша, а ты что узнала?
Маша: - Спасибо, ребята, за то что вы познакомили меня с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рада что попала к вам на занятие.
- Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.