Приложение МААМ

Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»

Эльвира Лиховских
Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Задачи:

Познавательные: повторить направления на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ, познакомить шахматными фигурами.

Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.

Темочки:

Развивающие: развивать логическое мышление ;ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).

Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.

Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, сказочный герой Маша, кубик с изображением шахматных фигур, «репка», чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек».

Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.

Организационный момент:

Раздаётся стук в двери. Входит Маша в руках держит шахматную доску.  

Маша: - Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.

 - Маша, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.

В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

Маша:- Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками.

Попробуйте отгадать.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).

Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)

Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)

«Доскажи словечко».

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это (вертикаль,

Вправо- влево -(горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт (диагональ).

- Дети, покажите Машеньке, как можно из квадратов построить

вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)

-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске(8)

-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)

-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8, самая короткая(2).

Игра «Волшебный мешочек».

Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).

Игра «Кубик».

Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

- Ребята я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.

Игра «Шахматная репка».

Посадили «репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:

«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка–

это пешка».

Физкультминутка.

Маша потянулась, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулась,

Два – нагнулась, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёла, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашла (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать (погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

 - У нас ещё остались загадки в тетрадке.

Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)

У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)

Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)

Какая фигура выше : конь или король? (король)

Какая фигура ниже : ладья или ферзь? (ладья)

Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).

У какого слона нет хобота шахматного)

Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).

Словесная игра «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два (коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся (слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт (ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество (король).

- Дети, шахматные фигуры устали,им пора отдохнуть.

Игра «Полна горница»

Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Предлагаю детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.

-Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Маша, а ты что узнала?

Маша: - Спасибо, ребята, за то что вы познакомили меня с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рада что попала к вам на занятие.

- Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Подарок для Алисы» Младший дошкольный возраст (Можно играть подгруппами) Цель: -закрепляем названия цветов,составляющие части -продолжаем развивать познавательную.

Конспект игрового занятия «Юный пожарный» Цели – закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии пожарного, развитие мышления, внимания, воспитание доброжелательного отношения.

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры»Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры». Цель: Закрепление и умение называть.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе "Геометрические фигуры" Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах : круг, квадрат, овал, прямоугольник. Задачи: - различать и называть цвета, находить.

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группеКонспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группе Тема: «Геометрические фигуры» (треугольник, круг, квадрат) Задачи: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать.

Конспект занятия «Шахматные фигуры»Конспект занятия «Шахматные фигуры» Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами. Задачи по.

Конспект игрового занятия «Поможем Буратино» Задачи: познакомить с образованием числа 5, учить детей считать до пяти; упражнять в различении круга, квадрата, треугольника. Виды деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 10:43
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект игрового занятия по шахматам «Шахматные фигуры»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Лиховских (УИ 1001416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД