Раиса Васильевна Сысоева
Конспект игры-путешествия «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: дать первоначальные представления о правилах поведения в природе.
Задачи:
- расширять знания о почве, как о компоненте природы, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.
- расширять знания о растениях, познакомить с лекарственными растениями (подорожник, мята, календула, ромашка лекарственная, тимьян);
- ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы»;
Публикация «Конспект игры-путешествия „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закреплять и уточнять знания детей о природе, о правилах поведения в природе;
- продолжать воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, желание и умение помогать ей;
- формировать навыки поведения в природе;
- развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;
- воспитать взаимовежливое отношение друг к друг.
Материал: пластиковая бутылочка, шарик, слова «Знатоки», «Природы», круги красного, зеленого цвета для разделения на команды, семена и плоды дуба, сосны, рябины, яблони, груши, дидактический материал к игре «Крокодил», смайлики, мешочек с почвой, лейки с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие дети, сегодня у нас День большого путешествия, где вы узнаете о полезных сведениях о природе, вы можете поделиться своими знаниями с друзьями на остановках. А чтобы зарядиться перед путешествием, мы начнем с «зверобики».
1-ая остановка «В гостях у Флоры»
Флора: спрашивает детей, куда они отправляются, и что будут делать? Ребята, вы отправляетесь в путешествие не простое, а экологическое. Знаете ли вы, что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой. Как мы можем определить, кто живой в природе? Те существа, которые могут расти, питаться, дышать и иметь деток, живые. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живое, неживое». Живое – прыгают и поднимают руки вверх, неживое – присесть и не шевелиться.
Флора: я вручаю (команде красного цвета) вам очень ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта земля называется почвой и она очень нужна всем растениям. (Рассматривают почву, рассказывают о ней)
2-ая остановка «Опытная станция»
Воспитатель: А почему земля волшебная, знаете? (Ответы детей.)
Это не просто земля — это почва. Она кормит и поит растения. А росли бы деревья, кусты, цветы, если бы не было земли, той волшебной земельки, куда мы все это садим? (Ответы детей.)
Да, ребята, все это невозможно без земли. А вы наблюдали, как взрослые ухаживают за огородом? Что они делают с почвой? Что будет с растениями, если почву не возделывать? Что нужно делать, чтобы избавиться от вредителей, сорняков? (Ответы детей.)
Правильно, ребята. Все это нужно знать и правильно выполнять. Ведь раньше землю называли «матушкой», «кормилицей», и без дела в огороде люди не топтались, они берегли почву, ее плодородие.
Почва, ребята, бывает разной плотности. И сейчас мы это проверим на опыте. ( Опыт: находим впадинки в земле, в разных местах заполняем их водой, засекаем время просачивания ее в почву различной плотности.)
И еще я вам покажу уголок с растениями, которые не только украшают огород, но и приносят большую пользу людям — лечат их. А наши ребята помнят правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.
Дети:
• ходить только по дорожкам, чтобы не топтать растения и травы;
• найденный на территории детского сада мусор нужно убирать;
• нельзя рвать цветы, ломать ветки;
• если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, чтобы не топтать то, что растет.
(дети высыпают почву на клумбу с цветами, где находят бутылочку со словом «Знатоки»).
3-ая остановка «Поиграй-ка»
Воспитатель: Экологические Игры «Ручейки бегут», «Крокодил».
4-ая остановка «В гостях у Доктора Айболита»
Флора. Молодцы, ребята! Идем к нашему уголку — уголку лекарственных трав. Вот, например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, и тогда она быстрее заживет.
А это растение называется мята. Мяту используют при заваривании чая, а также в качестве приправы к салатам, супам, овощным, мясным, рыбным блюдам. Свежие листья прикладывают ко лбу при головной боли, также мята входит в состав зубных паст.
Подорожник. Листья используют при ушибах, порезах, нарывах, при укусе насекомых.
Ромашка лекарственная. Отвар цветков применяют при болях в животе, при полоскании воспаленного горла.
Календула. Ее настойкой лечат ранки, полощут больное горло, пьют, если болит живот.
Тимьян. Греки посвящали его Афродите и воскуряли в храмах богини, издавна считалось, что тимьян придает мужество, и римские воины перед битвой принимали ванны с тимьяном, а шотландские горцы с той же целью пили чай с диким тимьяном. Пользуется спросом эта трава и в наши дни. Тимьян нашел применение как лекарственное растение, используют также его в качестве пряности в пищевой промышленности из-за сильного, приятного аромата. Настой цветущей травы тимьяна или высушенной травы применяют при легочных заболеваниях как отхаркивающее, дезинфицирующее средство. Настой травы тимьяна для ингаляций используют при воспалительных заболеваниях полости рта, хронических тонзиллитах.
5-ая остановка «Семенная»
Воспитатель: Задание выполняет команда «зеленых»
Игра «Плоды и семена».
Перед командой лежат игровые поля и плоды и семена деревьев, командам необходимо разложить правильно плоды и семена по своим местам.
Определяют деревья, растущие на территории детского сада (находят шарик со словом «природы»).
6-ая остановка «Знатоки»
Воспитатель:
(Решение логических задач на экологическую тему).
1. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали гнездо, из которого он выпал, но не нашли, и решили взять его с собой. Как нужно было поступить?
2. Ребята поставили палатки. Мальчики решили разжечь костер на кострище, но девочки предложили сделать это под деревом. Чье предложение правильное?
3. Кто-то сказал: «Что-то тихо в лесу, включим погромче магнитофон». Как вы думаете, может ли кому-нибудь помешать магнитофон?
4. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после отдыха. Правильно ли поступили ребята? (По словам известного путешественника Тура Хейердала, закапывание туристических отходов в землю напоминает привычку нерадивой хозяйки прятать мусор под ковер. Выход один – уносить сжигаемые отходы с собой).
5. Юра достал нож и вырезал на стволе дерева свое имя. Надя соскоблила эти буквы. Кто поступил правильно? (Раны на стволе дерева – ворота для проникновения и размножения множества вредителей)
(За правильные ответы вручаются веселые смайлики)
Рефлексия.
(Подведение итогов путешествия по «Экологической тропе»).
Флора. Сегодня вы побывали у меня в гостях, много нового узнали. Теперь вы знаете как себя вести в окружающей природе. Предлагает прочитать те письма которые они нашли.
(Читают 2 слова вместе «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»)