Анастасия Шмыгина
Конспект группового логопедического занятия «Твердые и мягкие согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия «Твердые и мягкие согласные звуки»
Тема учебного занятия : Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Тип учебного занятия : групповое занятие по дифференциации звуков.
Публикация «Конспект группового логопедического занятия „Твердые и мягкие согласные звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Этапы: Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Объявления темы занятия. Связь звуков с буквами. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Дифференциация звуков в словах. Итог занятия.
Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Задачи:
- формировать функциональную грамотность;
- учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать у обучающихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии.
Наглядные пособия и раздаточный материал: картинки с изображением синего, красного, зеленого домиков; таблица со слоговыми рядами; таблички с согласными буквами; синие и зеленые фишки; карточки со словами; карандаши синий и зеленый
Основная часть.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Сейчас сядут те, чье имя начинается на гласный (согласный) звук.
2. Артикуляционная гимнастика
Выполняем упражнения «Трубочка», «Часики», «Качели», «Непослушный язычок», «Лошадка».
3. Сообщение темы и цели занятия.
Посмотрите перед вами три домика. Какого они цвета? (красный, зеленый, синий). Какие звуки живут в этих домиках? (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).
Сегодня на занятии мы будем определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать.
Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары. Их 15: Б-Б, В-В, М-М и др. (выставляется рисунок-таблица). Твердые и мягкие звуки. Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары (выставляется соответствующий рисунок). Согласные Ч’, Щ’, Й’ всегда мягкие, а звуки Ж, Ш, Ц всегда твердые.
4. Актуализация опорных знаний. Чтение слоговых рядов :
Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.
- Если после согласной буквы стоит гласная 1 ряда (а, о, у, ы, э, как будет произноситься согласный? Твердо.
- Если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и, как будет произноситься согласный? Мягко.
Рассмотрим таблицу твердого – мягкого согласного звука перед гласным (Учитель показывает таблицу синий и зеленый квадрат с гласными звуками).
5. Пальчиковая гимнастика.
Капуста
- Мы капусту рубим, рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим
пальчики щепоткой — солим
- Мы капусту мнем, мнем
ручками "мнем" капусту
6. Работа по дифференциации звуков. «Какой это звук?» :
У вас на столах лежат 2 квадрата: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий квадратик, если с мягким – зеленый :
Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, не, сы.
А теперь вам нужно будет прочитать слоги и расселить их по нашим домикам.
Игра «Скажи наоборот».
Я буду называть слоги, если услышите твердый звук, то быстро назови мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый.
Ма – (мя, но – (нё, сы – си.
7. «Сбежавшие буквы».
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.
Догадайтесь, какие буквы пропущены, вставьте их.
Л. м. н, р. з., д. м, п. р. г,. рб. з, г. сь, в. р. н., з. йч. к, в. т. р, б. чк. .
- Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.
- Читаем любое слово, произносим и характеризуем каждый согласный звук (мягкий или твердый).
11. Итог занятия.
- Какие согласные мы учились различать сегодня? (Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)
- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)
- Какие гласные показывают мягкость согласных? (На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)
- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)