Мария Андреевна Ходарева
Конспект группового логопедического занятия по теме «Звуки [К]-[Х], буквы «К», «Х»» для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Звери средней полосы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять навыки четкого различения и произношения звуков [к] - [х] в слогах, словах, предложениях;
• давать сравнительную характеристику звукам [к] - [х];
• закреплять умение проводить звуковой анализ;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении;
Коррекционно – развивающие:
• развивать фонематические процессы,
• развивать связную речь;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать память, внимание;
Публикация «Конспект группового логопедического занятия по теме „Звуки [К]-[Х], буквы „К“, „Х““ для детей с ТНР подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивать мышление на материале описательных загадок
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки: животные средней полосы, картинка Колобок, Хомяк, фишки для звукового анализа.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Отгадайте загадку, только дослушайте до конца. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел. (Колобок)
А вот и он. Колобок хочет с вами поиграть. Назовите последний звук в словах: мох, ток, пух, мак, бак, порох, сок, горох, огонёк, свисток, пастух, петух.
Кто произнёс звук [к] - сядет слева, а кто произнёс звук [х] сядет справа.
Получилось две команды. Символом вашей команды будет Колобок. Почему? (Потому что слово колобок начинается на звук [к]) А символом другой команды будет Хомяк. Почему? (Потому что слово хомяк начинается на звук [х].
II. Основная часть
1. Упражнение «Угадай, кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий ….
Серый, зубастый, страшный…
Хитрая, пушистая, рыжая…
Маленький, длинноухий, пугливый…
Маленький, серенький, колючий…
2. Упражнение «Кто, где живет?».
- Ребята, давайте вспомним, где живут дикие животные?
Лиса живет (где) - в норе. Ёж живет в норе.
Белка – в дупле.
Волк – в логове.
Медведь в берлоге.
3. Физкультминутка
"На водопой".
Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой - лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой - лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой - ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)
За мамою - медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою - белкой скакали бельчата, (прыгают)
За мамой - зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)
Волчица вела за собою волчат (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)
4. Характеристика звуков.
- Сегодня мы поиграем со знакомыми вам звуками [к] и [х]. Послушайте внимательно как я их произнесу. ([к] – кратко, [х] – длительно) Произношение звуков [к] - [х] детьми (дети выставляют ладошки - экранчики перед губами, чтобы уловить воздушную струю)
- Чем отличаются эти звуки? Положите ладошку на горлышко. Произнесите звук [к] - Горлышко работает или спит? Произнесите звук [х]. Работает горлышко или нет? Что мы можем сказать? (Звуки [к] - [х] – глухие)
Звук К – согласный, твердый, глухой.
Звук Х – согласный, твёрдый, глухой.
- Чем похожи эти звуки? (Оба согласные, глухие, твёрдые) В чем отличие? (Звук [к] произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком. А звук [х] - длительно, воздух выходит плавно)
5. Игра «Поймай звук»
«Колобки» хлопают в ладоши, когда услышат звук К
«Хомяки» хлопают на звук Х
а) в звуковом ряде: к, х, п, т, к, х, г, т, п, х, к;
б) в слоговом ряде: ок, оп, ох, ат, ак, ах, ку, ху, ит, ип, ик, иг, их;
в) в словах: хлопушка, картина, компот, холодец, пол, кухня, конь, хомут, мох, стол, хлеб, мак;
6. Игра «Эхо
Вкусная уха – ха-ха-ха
На болоте мох – ох-ох-ох
Наш платок сух – ух-ух-ух
Белая мука – ка-ка-ка
Под дождем я мок – ок-ок-ок
Кот залез на сук – ук-ук-ук
7. Упражнение «Доскажи словечко»
Ха-ха-ха – вкусная …
Ох-ох-ох – на болоте …
Ух-ух-ух – наш платок …
Ка-ка-ка – белая …
Ок-ок-ок – Под дождем я …
Ук-ук-ук – кот залез на …
8. Упражнение «Измени слово»
Хатка – катка
Хлоп – клоп
Холл – кол
Хорь – корь
Кряк – хряк
Кот – ход
Качу – хочу
Крюк – хрюк
9. Звуковой анализ слова.
- Сколько звуков в слове Хомка? (5) Какой первый звук, какой второй, какой третий, какой четвёртый? Сколько всего звуков? Сколько слогов? (Вспомнить правило: Сколько гласных звуков, столько и слогов)
III. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня играли. Дайте характеристику звукам К, Х. Молодцы, ребята. Мы играли с Колобком.
Мы играли с хомяком.
Славно потрудились
Все мы подружились.