Элла Матвеева
Конспект фронтальной непрерывной образовательной деятельности «Как животные готовятся осенью к зиме»
Тема: «Как животные готовятся осенью к зиме?»
Тип: Формирование новых знаний.
Формы организации совместной деятельности : подгрупповая
Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.
Программные задачи:
Образовательные :
-пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных (волк, еж, медведь, лиса, заяц, белка);
Публикация «Конспект фронтальной непрерывной образовательной деятельности „Как животные готовятся осенью к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
-учить видеть основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»;
-расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
-упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели.
Развивающие:
-развивать умение внимательно слушать воспитателя, окружающих детей, внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, использовать в беседе накопленные знания;
-развивать умение понимать образный смысл загадок.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатствам, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;
-воспитывать любознательность, усидчивость, чувство коллективизма.
Здоровьесберегающие технологии:
- использование подвижных игр с музыкальным оснащением;
-смена видов деятельности;
-создание положительного эмоционального фона.
Техническое оснащение: ноутбук.
Оборудование:
- цветные иллюстрации диких животных, схемы «Мастера маскировки»;
-маски и игрушки, для обыгрывания сюрпризных моментов;
-ватман с изображением осеннего леса и разрезной раздаточный материал «Фигуры диких животных» индивидуально по количеству детей, клей;
Предварительная работа:
-Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные». Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные». Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные нашего края и др.). Заучивание: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуете?», И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчик». Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц – хвоста», «Кот, Петух и лиса», «Лиса и журавль»; стихотворений Н. Костарев «Бобер», рассказы В. Бианки и др.
Ход НОД:
1. Эмоциональный настрой:
Дети входят в зал под тихую музыку. Смотрят как приобразилась группа. По группе раскиданы листочки, везде стоят букеты из осенних веток.
Воспитатель: Ребята закройте глаза и послушайте меня. (дети становят ся в круг закрывают глазки)
Приветствие:
Глаза закрываем и представляем
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет завтра – не знаем.
Вы самое лучшее, что есть на свете!
Глаза открываем… -«Здравствуйте, дети!»
Воспитанники: Здравствуйте!
Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте их тоже поприветствуем. Подарим им самые лучшие наши улыбки.
Уважаемые гости, мы рады видеть вас таких красивых на нашем занятии.
2. Актуализация знаний:
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
-Скажите, о каком времени года это стихотворение? (осень)
Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочный лес! Хотите?
Воспитанники: Да!
Воспитатель: (волшебство)
Повертелись, покружились
И в лесу мы очутились!
Давайте с вами посмотрим вокруг. Похожа наша группа на сказочный лес?
Воспитанники: Да!
Воспитатель: А как мы будем вести себя в лесу?
Воспитанники: Тихо.
Воспитатель: Ну тогда отправляемся в путь.
3. Мотивация к занятию:
Что – то в группе непорядок. Кто – то тут листья раскидал! Вы не знаете, почему здесь листья?
Воспитанники: Потому что осень. А это что?
Воспитатель: (Воспитатель показывает на рассыпанные картинки) А, ну-ка возьмите, посмотрите… Что это?
Воспитанники: Это приметы осени.
Рассказ по картинкам.
Воспитатель: Кто нибудь хочет сам рассказать об осени? (1-2 ребёнка перессказывают приметы)
Ребята, стало холодать. Скоро наступит холодная и голодная зима. И всем нужно к ней приготовиться.
Вы знаета как люди готовиться к зиме?
(Выслушать ответы воспитанников)
Вот сколько много подарков приготовила осень людям. (показать на урожай)
А как же перезимовать животным? (Ответы подвести к тому, что домашним животным о себе заботиться не надо. О них позаботятся люди. А вот диким животным придётся зимой несладко. Если они не подготовятся к зиме, то погибнут)
А каких животных мы называем дикими?
Воспитанники: Тех, которые живут в лесу.
Игра «Найди дикое животное»
Хлопаем, если слышим название дикого животного.
4. Обретение новых знаний:
Воспитатель: Давайте, прогуляемся по нашему лесу и узнаем как они готовятся к зиме.
Отгадайте загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И влетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Воспитатель достаёт белку.
-А кто знает как белочка готовится к зиме?
Воспитанники: Она собирает припасы и прячет их в дупло.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы знаете,что белочка зимой меняет цвет? Кто знает какого цвета станет её шубка?
Рассказ о белке.
Белочка всю осень готовит своё дупло к зиме. Она таскает в него не только припасы, но и листики, мох, веточки. Когда наступят морозы белочки прячутся в своём домике и закрывают вход мхом. Сами все сбиваются в кучу и греют друг друга. И всю зиму белкам в дупле тепло и сыто.
Есть у белки враг. Кто знает, от кого приходится скрываться белке? Конечно, это куница!
Поэтому белка нужно осенью сменить свою шубку на подходящую, чтобы куница её не заметила на дереве. И белка одевает серую шубку.
Хотите фокус? Смотрите! (На сером фоне ораньжевая белка)
-Вы видите белочку?
Воспитанники: Да!
Воспитатель: А теперь закройте глаза. (Лист переворачивается и на сером фоне серую белку заметить становится сложно).
Воспитатель показывает фото рыжей белки на залитом солнцем ораньжевом дереве. А потом на сером дереве фото серой белочки в зимний день. Дети поясняют, что белки не видно летом и зимой.
-Вот какой у нас мастер маскировки!
-Ой – ой – ой! Ребята, вы слышите, кто – то шуршит! (Воспитатель прислушивается и начинает искать по группе. Так так… И кто же здесь)
Загадка.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стои среди травы,
Уши больше головы.
(Заяц)
Ребёнку, который отгадал загадку одевается шапочка зайчика.
-А кто мне подскажет как же заяц готовится к зиме?
Воспитанники: Он тоже меняет цвет!
Воспитатель: Какой становится шубка зайца зимой?
Воспитанники: Белой.
Воспитатель: Почему? Кто знает?
Рассказ о зайце.
Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов!
-Давайте поиграем с зайкой. Смотрите сколько у нас листочков. Какие листочки вы видете?
Зайка очень любит берёзовую кору, поэтому он решил себе сделать подстилку из берёзовых листочков, своему другу Ёжику он сделает подстилку из кленовых листочков, а другу Мише из дубовых.
Физкультминутка.
Игра листочки – самолётики
Листочки – самолётики
Несут нас так легко.
Листочки – самолётики
Несут нас далеко.
Покружились, покружились
И на (шапку, куртку, брюки, туфли) ….опустилить.
Складывают листочки в корзинки. Каждый к своему дереву.
Воспитатель: Итак… Зайка был летом серый, а зимой стал белым. Он тоже мастер маскировки.
-А от когоже он прячется?
Воспитанники: От лисы и волка. (воспитатель показывает картинки лисы и волка)
Воспитатель: Ребята, а как готовят ся к зиме волк с лисой. (Наводящими вопросами нужно подвести детей к тому, что Лиса и Волк – хищники, они гоняются за зайцем и им не нужно маскироваться.)
-Где живёт лиса? (в норе)
-А где живёт волк? (в логове)
Воспитатель подводит детей к доске с картинками логова и норы.
Рассказ о лисе и волке.
Лиса к осени уже вырастила своих лисят, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
Знаете такую пословицу: Волка ноги кормят. Поэтому волку и лисе приходится долго находится на морозе и поджидать добычу. А для этого у них осенью появляется очень тёплый подщёрсток и на ногах перчатки – так называют пух, которыми покрываются лапы хищников, чтобы не мёрзнуть на холодном снегу.
- Ребята, а кого в лесу зимой не увидешь?
Воспитанники: Медведя. Ежа. Барсука.
Воспитатель: Тихо! Тихо! Вы слышите, как они сопят?
- А кто знает, почему онивпадают в спячку? (Воспитатель подводит детей наводящими вопросами к тому, что им стало нечего есть и поэтому зиму легче пережить во сне)
Где же они? Вот! (Воспитатель снимает одеяло, где спят мишка, и ёжик). Давайте присядем и я вам расскажу, как они приготовились к зиме.
Рассказ о медведе.
Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы! Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.
Рассказ о еже.
Ёж. Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому! Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
Рассказ о барсуке.
Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной. А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.
5. Закрепление.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты. Что нужно сделать для природы?
Воспитанники: Убрать мусор!
Воспитатель: Давайте уберем мусор и заберём с собой, чтобы выбросить на мусорку. Ну, теперь, возвращаемся!
Раз, два, три вокруг себя повернись,
И снова в группе очутись!
- Как хорошо снова оказаться дома. Ребята, сколько нового нам рассказали сегодня животные о том, как они готовятся к зиме. Давайте, поиграем. Я начну, а вы продолжите…
Игра «Где чей дом?».
Угадай, как продолжить.
В берлоге живет…
В норе может жить…
В дупле живет…
Под кустиком живет…
Давайте, сделаем фотографию осеннего леса и зверей.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Скажите, вы узнали сегодня что – то новое о животных?
Воспитанники: Да!
Воспитатель: Давайте с вами подойдём к столу и посмотрим, что на нём. Правила очень простые. Вы выбираете животное, рассказываете, что вы о нём узнали и приклеиваете его на полянку в нашем осеннем лесу. Готовы?
Посмотрите, какая красивая получилась фотография! (Работа вешается на доску)