Елена Мантрова
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего возраста с ОНР lll уровня
▼ Скачать
Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;
- закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего возраста с ОНР lll уровня» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;
-воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.
Словарный материал:
активный: - предметный — мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;
-признаков — мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;
-глагольный — сидеть, лежать, спать;
пассивный: шифоньер.
Предварительная работа:
- экскурсия в мебельный магазин.
Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты, кубик.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Самомассаж лица.
Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.
«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.
- Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.
- Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».
Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».
2. Основная часть.
а) Игра «Четвертый лишний».
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
На карточках изображены:
Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.
Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.
Корова, свинья, лошадь, кровать.
Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.
Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».
б) Игра «Мяч передавай - слово называй».
Логопед: "Ребята, будем мяч передавать и название мебели называть.
Логопед: " Молодцы. У меня в руках картинки с мебелью, которые вы назвали. "
в) Игра в лото «Что из чего сделано?»
Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей : «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т. п.»
г) Динамическая пауза. «Назови ласково» .
У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)
У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)
У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.
д) Игра «Какие бывают столы и шкафы?».
Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)
Логопед: "Ребята, чтобы дальше нам играть, надо кубик отыскать. Найдите глазками кубик с цифрами и объясните словами его месторасположение.
е) Игра «Два и пять».
Логопед: «». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.
ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».
Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т. д.
3. Итог занятия.
Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось?».