Елатова Арина Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Масленица» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Масленица».
Цель: Расширение представлений детей о празднике «Масленица».
Задачи:
Образовательные: активизировать словарь детей (активный и пассивный); приобщать детей к русской истории.
Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение; закреплять лексико-грамматические категории (согласование существительных с прилагательными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия на тему „Масленица“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры.
Оборудование: солнце вырезанное из картона, лучики с цифрами на обратной стороне, изображение чучела и костра, игрушка-петрушка, колокольчики, бубны, деревянные ложки.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед : «Здравствуйте, Ребята! Меня зовут Арина Ивановна! Ребята, скажите мне какое сейчас время года?» Дети: «Зима». Логопед : «Правильно. А вы любите зиму? Что происходит поздней зимой? Почему мы любим это время года?» Дети: «Потому что приходит тепло, солнце светит ярче и греет лучше. Зима сменяется весной».
Основная часть. Логопед : Ребята, послушайте стихотворение.
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.
Логопед : «Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Этот праздник празднуют в конце зимы в феврале или в начале весны в марте. В этом году масленица выпала на конец февраля. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Есть такая поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Еще на праздник масленицы люди делают соломенное чучело, которое символизирует зиму и в конце масленичной недели сжигают его. Этот обряд символ того, что зиму прогоняют, а весну зазывают».
Пальчиковая гимнастика:
Логопед : «Ребята, давайте с вами поиграем с пальчиками». Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко (руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко! (руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки (показать рукой вниз)
Ждут твоего света (руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют (имитация движений)
Тебя поджидают! (руки вперед, «приглашают в гости»)
(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)
Логопед : «Посмотрите, а вот и наше солнышко появилось. Чего не хватает?»
Дети: «Лучей».
Логопед : «Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики. Но чтобы солнышко светило ярко-ярко, нужно каждый лучик поставить на свое место. Посмотрите на лучики. На каждом лучике есть цифра, и вокруг солнышка расставлены цифры. Давайте попробуем поставить лучики на свое место»
Логопед : «Вот и зажглось яркими лучами наше солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной неделе».
Логопед : «Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова. У кого в руках мяч называет ласково солнышко и передает мячик следующему».
Игра «Подбери словечко»
Солнце (какое) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое, золотое, горячее…
Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!
Логопед : «А на Руси этот праздник Масленицы встречали песнями, плясками и весёлыми играми. Приглашаю всех на веселую карусель».
Физминутка: «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели. (медленно идут по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (легкий бег)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите. (медленно идут по кругу)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра. (остановиться)
Логопед : «Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь отдохнуть нам всем пора. К нам на праздник спешит весёлая игрушка по имени-…»
Дети: «Петрушка!»
Петрушка (игрушка) :
«Здравствуйте, ребятишки!
Ну что? Масленицу встречаем,
Значит, зиму провожаем,
Я принёс вам бубны, ложки,
Повеселимся мы немножко!»
Логопед : «Колокольчики тихо звенят - Ложки расписные играют,
Колокольчики громко звенят- Бубны вступают!
Игра «Тише – громче»
Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков.
Петрушка хвалит детей: «Хороши у вас таланты».
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Назови ласково», я начну, а вы продолжите.
Солнце-солнышко. Ручей, проталина, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля, ветер, песня, птица, …
Итоги:
Логопед : «Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились». «Ребята, давайте еще раз вспомним, что же это за праздник «Масленица»?»
Дети: Это праздник встречи весны, хозяйки пекут блины, все устраивают гулянья, жгут чучело зимы»
Логопед : «Ребята, а вы запомнили, почему хозяйки пекут именно блины?» Дети: «Потому что блин символизирует солнце, он такой же круглый золотой, горячий».
Логопед : Молодцы! Наш праздник подошёл к концу. А Масленицу провожают такими словами: Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая! Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни пела
А теперь прощай – на тот год приезжай!»
Логопед : А нам с петрушкой пора, до свидания детвора.