Елена Терновая
Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной группы «Зима»
Коррекционно-образовательные:
• Учить составлять и анализировать предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов
• Учить образовывать форму винительного, творительного и предложного падежа;
Коррекционно-развивающие:
• Тренировать в подборе родственных слов, слов-признаков и слов-действий
• Развитие фонематического анализа
• Развитие общей и мелкой моторики
• Развитие интонационных характеристик голоса
Коррекциооно-воспитательные:
• Воспитание умение любоваться природой, видеть в ней прекрасное
1. Орг. Момент. Звучит музыка. На экране происходит смена слайдов. Логопед читает стихотворение:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной группы „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Оделась речка в тонкий лёд.
А снег идёт, идёт, идёт…
Вовсю старается зима :
Белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней –
Поедет Дед Мороз по ней.
Л: Какое время года изображено на картинах?
Д: На картинах изображена зима.
Л. Какое время года автор описывает в стихотворении?
Д: Автор описывает зиму.
Л: Каким временем года мы любовались?
Д: Мы любовались зимой.
Л: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить на занятии?
Д: Это стихотворение о зиме
2. А давайте, чтобы никто не догадался, что мы будем говорить о зиме, зашифруем это слово. Сначала проверим, сколько в этом слове слогов?
Один ребенок выкладывает схему на доске, остальные дети работают за столами.
Д: (хлопают 2 раза в ладоши, произносят слово «Зима») В этом слове два слога.
Л: Назовите первый слог? Какой первый звук в слоге? Второй звук?
Л: Какой второй слог в слове «Зима»? Какой первый звук? Какой второй звук?
3. Л: Ребята, как вы думаете, зима – красивое время года? Почему? (Ответы детей).
Л: Давайте подберем побольше красивых слов, чтобы получше описать зиму (на экране смена слайдов)
• Погода зимой какая?
• Снег какой?
• Небо какое?
• День какой?
• Снежинка какая?
4. Снятие зрительного напряжения:
Ребята, сегодня к нам на занятие прилетело много снежинок. Давайте посмотрим, как они умеют красиво кружиться?
Дети следят глазами за снежинкой.
Я - снежинка, я – пушинка, Движение снежинки вправо и влево
Покружиться я не прочь. Движение снежинкой по часовой стрелке
Я снежинка-балеринка, Приближение и удаление снежинки
Я танцую день и ночь. Движение снежинки вверх и вниз.
5. Л: отдохнули вместе со снежинками? А теперь можно и загадку отгадать.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Д: Снег (Л. выставляет на магнитную доску слово «снег»)
Л: А знаете ли вы, что у слова «снег» есть слова-родственники? Давайте мы вместе с вами их назовём. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы с их помощью слов-родственников и назовёте.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Эти сказочные сани
Даже в гору едут сами (Снегоход)
Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурка)
На дорогу, поле, лес
Звёзды падали с небес.
Собирал я их, ребята,
Целый день большой лопатой.
(Снегопад)
Л: Что такое снегопад?
Д: Снегопад – это когда снег падает, идёт.
Л: А что или кто еще может идти?
Д: Человек, часы…
Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряд" ты называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
6. Л: Загадки отгадали, а теперь давайте еще раз назовём всех родственников слова «снег».
Д: снежинка, снеговик, снегурочка, снегоход, снегопад,
Л: вот и собрали мы все слова-родственники – слова, у которых есть в названии общая часть – «снег» и общий смысл
Ребята, а что со снежками можно делать? Давайте с вами поиграем в снежки!
Л. Предлагает детям встать в круг
7. Пальчиковая гимнастика:
Снежок (Н. Нищева)
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепим», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим
одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)
Раз – подбросим, (Приседаем, ловим воображаемый снежок.)
Два – поймаем.
Три – уроним. (Встаем, роняем воображаемый снежок)
И… сломаем. (Топаем)
8. Л: какие слова-действия вы услышали в этом стихотворении?
9. Л: ребята, а у меня в корзинке есть еще
снежки, и я предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Мои снежки не простые, а - волшебные. С их помощью можно составлять самые разные предложения. Снежки будут заменять слова. Сколько я достану снежков из корзины, столько будет слов в предложении. А вы будете такие же схемы выкладывать на своих столах.
Во всех наших предложениях будут встречаться слова-родственники слова снег
• Логопед достаёт из корзины 2 снежка (предмет снежок, и действие)
Дети: снежок лежит, снежок катится, снежок лепят…
Л: А почему мой первый снежок большой?
Д: Потому что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Л: А что нужно поставить в конце предложения?
Д: В конце предложения нужно ставить точку, чтобы слова не разбежались.
А какие у нас стихотворения получатся, если я добавлю вот такое знак в конце? А вот такой? !
А теперь давайте в наше предложение добавим красивые слова.
• В предложении 3 слова – действие, признак, предмет
Л: а если я добавлю еще один снежок, какое предложение тогда получится?
(Действие, признак, признак, предмет (снегоход)
10. Ребята, а следующее предложение у меня рассыпалось. Помогите мне собрать его.
Снежинка ветка упала на.
Л: А со словом снеговик я сама для вас составила несколько предложений, только вот какое подходит к схеме – не знаю. Поможете мне посчитать? (Схема – 4 слова)
Снеговик стоит. Саша построил снеговика. Дети увидели большого снеговика.
11. Ребята, один мой знакомый снеговик прислал нам в подарок фотографии своих друзей-снеговиков.
Посмотрите, один снеговик – большой, а второй…
Д: маленький
А чем еще большой и маленький снеговик отличаются.
Ой, ребята. А в корзинке то письмо.
Давайте прочитаем, что же снеговик нам написал. Ой, а письмо-то с ошибками. Давайте поможем снеговику исправить ошибки в предложениях.
Наступить зима холодный.
Дети снег из снеговик лепить.
Весело они играть рядом снеговик со.
Ребята, а чем мы сегодня с вами занимались? (говорили о зиме, учились составлять предложения о зиме)
А какое слово мы зашифровали в начале занятия?
А в конверте-то еще что то есть. Это снеговик прислал вам наклейки за хорошую работу.