Ирина
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Дифференциация звуков [с]-[ш] и букв С-Ш. Домашние
животные».
Цель: научиться дифференцировать звуки [с]-[ш] и буквы С-Ш; обобщить знания детей о домашних животных.
Задачи:
• коррекционные:
- развитие артикуляционной моторики
- развитие фонематического восприятия
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе „Дифференциация звуков [С]-[Ш], Домашние животные“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- выделение звуков [с]-[ш] в словах, словосочетаниях и предложениях
- соотнесение звуков с буквами С – Ш и символами
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза
- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления
• образовательные:
- предупреждение дисграфических ошибок, развитие орфографической зоркости
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения
различными грамматическими конструкциями
- закрепление знания норм орфографии
• воспитательные:
- развитие познавательной активности и коммуникационных умений
Оборудование: картинка «пёс Шарик», индивидуальные зеркала, индивидуальные тетради, магнитная доска, магниты, индивидуальные распечатки буквы для составления слова «кошка», компьютер, проектор
План занятия :
- организационный момент
- сообщение цели занятия
- артикуляционная гимнастика
- составление характеристик звуков [с]-[ш]
- развитие слухового внимания, фонематического восприятия
- закрепление написания букв С-Ш
- зрительная гимнастика
- чтение С-Ш в слогах
- физминутка
- закрепление чтения С-Ш в словах
- физминутка
- закрепление букв С-Ш в словосочетаниях и предложениях, стихотворении
- обобщение знаний по лексической теме «Домашние животные»
- итог занятия
Основные методические приё мы: предшествующая работа, беседа, рассматривание картинок, использование современных компьютерных технологий.
Лексический материал: охота, звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, скороговорка, лексический материал по теме «Домашние животные».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Для того чтобы нас не покидало хорошее настроение - проделаем вместе со мной следующие движения:
Потянулись!
Встрепенулись! -
Оглянулись!
Улыбнулись!
На занятии наши глазки внимательно смотрят и вс … (видят, наши ушки внимательно слушают и вс (слышат, наши головы хорошо … (думают).
Садитесь, ребята. Начнем наше занятие.
Вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели.
Молодцы!
б. Формирование буквенного гнозиса.
Л. : -Ребята, угадайте по предметам, которые появились на экране, кто пришел к нам в гости.
Слайд №2 .
(Появляется картинка «пёс Шарик») - посмотрите кто к нам пришёл?
Д. : Пёс Шарик.
Л. : Назовите последний звук в слове «пёс».
Д. : Звук [с].
Л. : Первый звук в слове «Шарик»
. Д. : Звук [ш].
Л. : Знаете ли вы как называется мультфильм с участием этого героя?
Д. : Мультфильм называется «Каникулы в Простоквашино».
Л. : Чем мечтал заниматься Шарик?
Д. : Охотиться.
2. Сообщение темы занятия :
Л. : Сегодня на занятии пёс Шарик предлагает вам поохотиться на звуки [с]-[ш]
*Л. : Для охоты необходимо подготовиться. Пёс Шарик предлагает упражнение для языка (артикуляционная гимнастика (зеркала).
-Четкое произношение звуков зависит от слаженной работы мышц нашего речевого аппарата, поэтому выполним артикуляционную гимнастику, потренируем язык и губы. Слайд № 5.
-Упражнение «Слон-лягушка» (показ картинки)
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну,
Чтоб понравиться лягушке
Тяну губы прямо к ушкам!
-Когда делаем упражнение «Лягушка»– губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
-А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка:
-Упражнение «Маляр» (показ картинки)
Красить потолок пора.
Пригласили маляра.
Вперёд – назад,
Вперёд-назад.
Наш маляр работать рад!
-Упражнение: «Бегемот» (показ картинки)
Бегемот разинул рот
Просит булку бегемот!
Рот нам закрывать нельзя –
До пяти считаю я!
* Л. : Начинается «охота» на звуки. Послушайте стишок от Шарика про звук [с]-
«Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси».
Л. :Дайте характеристику звука.
Д. : [с]- согласный, глухой, твёрдый; Слайд № 6
«Чтобы звук красивым вышел, Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш» как шёлк шуршал».
Л. :Дайте характеристику звука.
Д. : [ш] – согласный, глухой, твёрдый. Слайд № 6
-Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков. Слайд 7
Л. - При произношении звука с :
-Губы?
-Зубы?
-Язык?
-Воздушная струя?
Д. :При произнесении звука [с] губы растянуты в лёгкой улыбке.
-Зубы сближены.
-Кончик языка лежит у нижних зубов.
-Воздушная струя холодная.
Л. -При произношении звука ш :
-Губы?
-Зубы?
-Язык?
-Воздушная струя?
Д. :-При произнесении звука [ш] губы округлены и
слегка выдвинуты вперед.
-Зубы сближены.
-Кончик языка поднят, а форма языка напоминает «чашечку».
- Воздушная струя тёплая.
*Л. : Пёс Шарик предлагает опускать правую руку вниз, если услышите [с], правую руку вверх, если услышите [ш].
Слова: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
Л. :««Охота» на буквы. - Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? Слайд № 8
*Л. : Звуки мы слышим, произносим. Видим, читаем и пишем буквы.
Охота» на буквы. Какие?
-ЭС ША
-Какой буквой обозначаем звук [с]?
-Какой буквой обозначаем звук [ш]?
-Пропишем в воздухе указательным пальцем букву ЭС. Теперь - ША.
Л. : Какие это буквы? Д. : Согласные.
Л. : Пёс Шарик просит изобразить их с помощью пальчиков (картинки на магнитной доске). Куда смотрит буква эС? Запишите её на спине друг друга. Ша напишем в воздухе, на столе.
*Л. : Шарик предлагает немного отдохнуть вашим глазкам:
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!*Л. :
Л. :«Охота» на слоги.
Пёс предлагает игру «Повтори, не ошибись» :
Са – са- ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас
– шос – шус.
Д: По очереди повторяют за логопедом слоги
Физминутка: «С»
Я подую высоко, Руки поднять вверх, встать на носки, подуть, Я подую низко, присесть подуть,
Я подую далеко, руки перед собой, наклоны вперёд, Я подую близко. положить руки на грудь и подуть.
-Ребята, пёс Шарик решил спрятаться от нас. Поищем его? Слайд № 10-
Игра «Прятки»
-Внимание на экран: Шарик спрятался в слоговой таблице. Читаем тот слог, около которого появится пёс Шарик.
Д. Читают слоги со стечением согласных
*Л. : «Охота» на слова.
Прочитай слог и назови слово Слайд № 11
Л. : Придумайте слова с буквой эС, с буквой Ша.
Л. : Замените в слове [с] на [ш] :
сайка – шайка, сутки – шутки, миска – мишка, крыса – крыша, вас – ваш.
Физминутка: «Ш»
Носом вдох, а выдох ртом соответствующие движения
Дышим глубже, а потом –
Шаг на месте не спеша
Как? Покажем малышам.
*Л. : «Охота» на словосочетания. Посчитай сколько и каких предметов на фотографиях Шарика Слайд № 12
*Л. : «Охота» на предложения. Посмотрим, какие внимательные ваши глазки и ушки: Слайд № 13-18
Найди глазками картинки – подсказки, «Закончи предложение» :
Почтальон сварил вкусную …
Почтальон сварил вкусную …
Шарик ест корм из …
На нашем доме новая.
Сочинял писатель ….
Рисовал художник …
На лице надета ….
Имя нашей кошки ….
*Л. : Расскажем стишок о кошке для пса Шарика:
«Пушистая кошка на солнышке сушит, Шёрстку на спинке, хвостик и ушки».
*Л. : Итог занятия : С кем мы побывали на охоте? На что больше понравилось охотиться? Слайд № 19
Поднимите красный светофор, если вам было трудно выполнять некоторые задания на занятии, зелёный – если вам было нетрудно.
* Л. : Спасибо! Желаю удачи! Пёс Шарик (приз).