Коротаева Лидия Николаевна
Конспект физкультурно-речевого досуга «Речь, движение, игра — это логоспортия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект физкультурно-речевого досуга
Цель. Активизация речевой и двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Спортивный инвентарь»;
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, развивать умение подбирать слова с противоположным значением;
- развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, навыки слогового чтения;
- совершенствовать навыки ходьбы и бега, согласования речи с движением;
Публикация «Конспект физкультурно-речевого досуга „Речь, движение, игра — это логоспортия“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику, ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение;
- формировать умение решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе;
- формировать у детей желание принимать участие в досуге, создавать эмоциональный, положительный настрой при выполнении заданий и упражнений;
- закреплять выполнения комплекса упражнений на степах.
Оборудование: надпись на мягких модулях Л О Г О С П О Р Т И Я, макеты букв Р и Л, предметные картинки с изображением спортивного инвентаря, карточки со слогами, степы, мячи (игровые, иглболы, фитболы, гимнастические палки, счётные палочки, обручи по количеству детей, набор предметов для игры «Живые буквы» (скакалка, палка гимнастическая, азбука, свисток, иглбол, буквы, обруч, мостики и кочки для координации.
Ход досуга
Под музыку дети входят в зал.
Инструктор. Здравствуйте, ребята.
Дети. Нам здороваться не лень,
Скажем всем мы:
Добрый день!
Логопед. Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро гостям,
Доброе утро всем нам!
Ребята, сегодня мы предлагаем вам отправиться в удивительную страну – Логоспортию, населяют которую необычные жители.
Там звуки, буквы и считалки.
Мячи, обручи, скакалки,
Гимнастические палки.
Но пришла в страну беда,
Началась у них вражда!
Кто главнее, кто важнее?
Долго спорили они.
Нас к себе они позвали,
Чтобы мы им помогли!
И мы отправляемся в Логоспортию, чтобы помирить жителей страны.
Инструктор. Повернитесь все направо,
Шагом марш - в обход по залу!
Инст-р: Раз, два!
Дети: Три, четыре!
Инс-р: Три, четыре!
Дети: Раз, два!
Инс-р: Кто шагает дружно в ряд?
Дети: Наш детсадовский отряд!
Инс-р: Мы в пути не устаём,
Дети: В Логоспортию идём!
Инс-р: Дружба, знания, сноровка
Дети: Нам в пути помогут ловко!
Инс-р: Быть красивым, быть здоровым
Помогает нам ходьба.
Дети: Мы ходьбе разнообразной
Крикнем громкое «Ура!»
Инс-р: На носочки поднимись,
И макушечкой тянись!
Дети: Мы становимся всё выше,
Достаем руками крышу.
Инс-р: Руки за спину сложили
Дети: И на пятках походили.
Инс-р: Дышим ровно, не спешим,
Дети: За осанкою следим!
Инс-р: А теперь походим
На наружном своде.
Инс-р: Гордо с выпадом идём!
Дети: Спину прямо мы несём!
Инс-р: Бег с захлестом выполняем,
Дети: Как полезно это, знаем!
Инс-р: Замедляем мы движенье,
Переходим на ходьбу,
А теперь обычным шагом
Дети: Я иду, иду, иду.
Логопед. Мы в парке «волшебных скамеек».
Это степы. На каждом из них вы видите отпечатки следов разного цвета. Вам необходимо занять свою скамейку. Те, чьё имя начинается на гласный звук, займут скамейку со следами красного цвета. Те, чьё имя начинается на согласный мягкий звук – на скамейку со следами зелёного цвета. Чьё имя начинается на согласный твёрдый звук – на скамейку со следами синего цвета.
Дети называют своё имя, первый звук имени и занимают места у соответствующего степа.
Инструктор.
Мы на степах без запинки
Дружно выполним разминку
Выполняют упражнения на степах.
Дыхательная гимнастика.
Руки вверх я подниму, - дети делают вдох.
Напряжение сниму, - делают выдох
Вправо-влево разведу, - делают вдох
Друга я себе найду. – делают выдох
Руки вверх я подниму, - делают вдох
Всё на свете я смогу! – делают выдох.
Логопед.
Нас встречают жители Логоспортии. Кто же это?
Мне с ним нравится играть :
Прыгать, бегать, догонять!
Что за шарик резво скачет?
— Это мой любимый (Мячик)
Мы на площади «Такие разные мячи».
С удовольствием поиграем с мячом, вспомним весёлую считалку.
Но вначале, для порядка,
Язык сделает зарядку.
Артикуляционная гимнастика «Язычок на спортплощадке»
Хотя это нелегко, потянулся высоко.
Наклонился низко к подбородку близко.
Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.
А теперь язык, как мячик за зубами сверху скачет.
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.
Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал.
Выполняют движения языком и ладонями по тексту.
Логопед. Теперь мяч соседу протяни,
По слогам проговори «Мой весёлый, звонкий мяч…»
Дети встают в круг в центре зала. Передают друг другу мяч со словами:
Мой ве-сё-лый, звон-кий мяч!
Ты ку-дапус-тил-ся вскачь?
Мяч за-бав-ный, о-зор-ной –
Не уг-нать-ся за то-бой!
Мяч скачет всём быстрее. (Проговаривают считалку в быстром темпе)
Логопед.
Можем мы с мячом играть,
Бросать, ловить и возвращать.
А теперь ещё игра,
На внимание она.
Слушай ты мой оборот
И скажи наоборот.
Логопед становится в центре круга, бросая с ударом об пол мяч ребёнку, и называет признак мяча, действие. Ребёнок возвращает мяч, называя слово- антоним.
Л. Мой мяч большой.
Р. А мой маленький.
Л. Мой мяч тяжёлый.
Р. А мой лёгкий.
Л. Мой мяч высоко прыгает.
Р. А мой низко.
Л. Мой мяч далеко скачет.
Р. А мой близко.
Л. Мой мяч шершавый,
Р. А мой гладкий.
Л. Мой мяч твёрдый.
Р. А мой мягкий.
Л. Я мяч бросаю.
Р. А я ловлю.
Л. Я мяч даю.
Р. А я беру.
Л. У меня мало мячей.
Р. А у меня много мячей.
Л. Мой мяч катится быстро
Р. А мой медленно
Л. Я мяч купила,
Р. А я продала,
Л. Я потеряла,
Р. А я нашла.
Логопед. Мячи бывают разные.
Мяч для игры в футбол называется…. (ответы детей) футбольный,
Для игры в волейбол….волейбольный,
Для тенниса….теннисный,
Для баскетбола…баскетбольный.
А, чтобы сделать массаж, нужен… иглбол.
Иглбол – помощник наш,
Сейчас сделает массаж. (Дети берут массажные мячи и выполняют движения по тексту)
Я мячом круги катаю,
Вперёд-назад его гоняю.
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Вновь поглажу я ладошку.
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
Инструктор.
А это мяч, да не простой,
Называется- фитбол!
Ну и что, что он большой
Он с весёлою душой!
Вот какой огромный мяч,
Понесёт меня он вскачь.
Игровое упражнение «Быстрые наездники» (Прыжки на фитболах).
Логопед. Мы оставляем мячи и сейчас нас ждут «палочки-выручалочки».
Инструктор.
Можем с палками играть,
Логопед.
Упражнения выполнять:
Инструктор.
Можем прыгать, подлезать,
Логопед.
А можем букву мы собрать.
Инструктор. И сейчас вы должны будете преодолеть полосу препятствий из гимнастических палок. (Подлезание под гимнастические палки, прыжки в высоту через палки.)
Логопед. В конце полосы вы видите буквы, выложенные их счётных палочек. Но с буквами произошла маленькая неприятность – они сломались, потеряли отдельные элементы. Вам надо отремонтировать буквы, восстановить их, добавив по одной счётной палочке.
Дети по очереди выполняют упражнение.
Логопед. Вы успешно справились с заданием, и наши встречи продолжаются. Послушайте следующую загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Правильно, ребята, это буквы. И мы на улице АБВГДейка.
О какой букве пойдёт речь?
Буква та – Рычательная,
Просто замечательная.
(Буква Р) Выставляется макет буквы Р.
С этой буквой вместе я
Нотою бываю,
И ее мои друзья
Часто напевают.
(Буква Л) Выставляется макет буквы Л
В Логоспортии у каждой буквы есть любимый спортивный инвентарь. Р любит предметы, в названии которых есть звуки [Р] и [Р’], Л -предметы, в названии которых есть звуки [Л] и [Л’].
Во время спора предметы потеряли свои буквы. Изображения этих предметов находятся на противоположной стороне зала, вам надо вернуть их на свои места. Для этого вы должны стать в две колонны у этих букв. Те, кто занял место у буквы Р, должны взять только те предметы, в названии которых есть звуки [Р] и [Р’], Те, кто встал у буквы Л – предметы, в названии которых есть звуки [Л] и [Л’].
Инструктор. Но чтобы сделать это, вам предстоит поупражняться в равновесии, пройти по кочкам и мостику.
Равновесие сохраняем,
Очень ловко мы шагаем.
Дети преодолевают полосу препятствия и помещают соответствующие картинки у букв Р и Л.
10. Инструктор. Вам предстоит отгадать последнюю загадку:
Я его кручу рукой,
И на шее, и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу. (Обруч)
И мы на остановке «Весёлые обручи».
Логопед.
Быстро обручи берите
И цепочку собирайте.
Дети становятся в круг и, держа обручи обеими руками, выполняют фонетические упражнения.
Дышим ровно, глубоко,
Звуки тянем мы легко.
Надуваем шар большой: С-С-С (Делают большой круг).
Шарик лопнул, звук пошё л: Ш-Ш-Ш (Сходятся к центру).
Прилетел комарик злой: З-З-З (Движение обручами из стороны в сторону)
Жук свой голос подаё т: Ж-Ж-Ж (Наклоны вперёд, руки отвести назад и вверх).
Сели мы на самолё т и взлетели: Л-Л-Л (Из положения сидя, медленно поднимаются, руки тянутся вверх с повышением голоса. Затем опускаются вниз с понижением голоса.)
А теперь рычит мотор: Р-Р-Р (Делают вертушку, раскручивая обручи)
Инструктор.
Для занятий, как известно,
Обруч нам необходим.
И красиво, и полезно
Упражнения делать с ним.
Вас ждёт последнее задание «Ловкий грамотей».
Вы должны пройти дорожку, пролезая через обручи, взять карточку со слогом, вернуться назад, прыгая из обруча в обруч.
Логопед.
А здесь вам надо найти пару своему слогу, собрать и прочитать слово.
На доске помещены части слов, которые будут восстанавливаться в ходе упражнения.
Логопед.
Ребята, вы справились со всеми заданиями, правильно выполнили упражнения. А теперь вас ждёт игра.
Вам понравится она.
Надо буквы оживить,
Чтоб смогли заговорить.
Игра «Живые буквы»
Как вы думаете, удалось нам помирить жителей Логоспортии? Что вы для этого делали? (Играли в мяч и проговаривали слова по слогам, прыгали через палки и выкладывали буквы, перешагивали через обручи и читали слоги).
Инструктор. В центре зала вы видите предметы. Каждый из вас берёт по букве, под музыку двигаетесь приставным галопом спиной к центру зала.
Как только музыка замолкает, вы должны поместить букву под тот предмет, название которого начинается на эту букву.
По залу в один ряд лежат обручи, в которых помещены: скакалка,палка гимнастическая, азбука, свисток, иглбол, буквы, маленький обруч.
Игра повторяется 2-3 раза. Дети меняются буквами, меняется расположение предметов. В итоге предметы располагаются так, что под ними образуется слово «СПАСИБО»
Логопед. Ребята, жители Логоспортии благодарят вас за помощь. А как вы думаете, нам удалось помирить буквы, звуки, слоги с мячами, палками, обручами? Как мы это сделали? (Ответы детей)
Мы с вами прощаемся с необычными жителями удивительной страны и ждём встречи с ними на наших занятиях.
Инструктор. Ну и нам пора прощаться.
Друг за другом все встаём.
И в хорошем настроении
В группу мы сейчас пойдём.
Под музыку дети выходят из зала.
Литература
Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития дошкольников: пособие для родителей и педагогов \ Е. С. Анищенкова. М., 2010.
Кандала Т. И., Семкова О. А., Уварова О. В. Занимаемся, празднуем, играем. Волгоград 2012.
Маслова Е. Н. Оздоровление детей через музыку, движение, речь. Волгоград 2010.
Микляева Н. В. Конструктор образовательной программы. Физическое развитие дошкольников. М. 2015.
Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. М; 2015.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.