Оксана Иванова
Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:
«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b]
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.
• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.
• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.
Публикация «Конспект НОД „Филимоновская Игрушка“ для средней группы» размещена в разделах
• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Предварительная работа
Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.
Демонстрационный материал:
• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)
• Фланелеграф
• Иллюстрации с филимоновской игрушкой
• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек
Раздаточный материал: на каждого ребенка
• Шаблон рисунка филимоновского петушка
• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)
• Влажные салфетки
• Кисть
• Непроливайка с водой
Ход НОД
1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.
На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.
«Чудо Филимоновских свистулек»
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Воспитатель:
С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.
Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек
Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.
Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.
Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?
Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают.
Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.
2. Физкультминутка
Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»
Воспитатель:
Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
Воспитатель:
Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для
филимоновской игрушки?
Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?
Дети: Голова меньше туловища.
Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.
Дети: Полосочки, елочки.
Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.
Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?
Дети:Да! Очень!
5. Рефлексия.
Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.
Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.