Татьяна Ломакина
Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с филимоновской игрушкой
Пластилинография «Лисичка».
Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке на примере филимоновской лисы.
Задачи:
Образовательные: познакомить с народными игрушками, филимоновской свистулькой; учить внимательно слушать задание, фиксировать внимание на узоре и запоминать его; расширять знания об изготовлении игрушек, формировать первичные представления об изготовлении игрушек из глины, видах глины и её свойствах.
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии „Филимоновская лиса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Лепка, пластилин
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилинография, пластилин
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Воспитательные: воспитывать интерес к русской народной культуре
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику, чувство ритма.
Оборудование: плакат «Филимоновские игрушки», филимоновская лиса, шаблоны из картона по количеству детей, пластилин красного, жёлтого, зелёного цвета, доски для лепки, стеки.
Предварительная работа: чтение стихотворений о филимоновских свистульках, русских народных сказок «Волк и лиса», «Лиса и Журавль» и других, раскрывающих образ лисы.
Ход:
1. Вступительная беседа
Сегодня я расскажу вам о Филимоновской игрушке. С давних времен известна тульская деревушка Филимоново. По всей России и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины. Ее добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. После обжига она приобретает белый цвет.
Лепят из такой глины разные фигурки – барышень и солдат, медведей и коней, козликов и свинок, петушков и гусей…
Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают в основном полосками. Каких цветов полоски вы видите? (красный, желтый, зеленый)
Какие орнаменты еще видны на игрушках? (солнце, елочки)
ребята, филимоновские игрушки - это свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Их делают из глины, обжигают и потом расписывают красками. Игрушки отличаются тем, что все они вытянутые, будто к солнышку тянутся. Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник!
2. Чтение стихотворения:
Филимоновские игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь нас всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Наши яркие цвета.
Мы всегда немного вытянуты,
Солнышка хотим.
Мы сказочные, разные
Вас в гости пригласим.
Лепят нас из синей глины
Взрослые и детвора.
А как только мы готовы –
Начинается игра.
3. Постановка цели
Филимоновские игрушки бывают самые разные. Мы сегодня украсим одну из таких игрушек. Попробуйте угадать, кого мы будем изготавливать. (показ фигурки лисы). Кто это? Что за зверь?
Посмотрите—ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Лиса
Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.
Лиса
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее —.
Лиса
- Филимоновская лиса совсем на лису не похожа – так она интересно маскируется. У неё длинная шея, как и у всех филимоновских игрушек, и она не рыжая – а полосатая! Вот так увидели лису филимоновские мастера. Попробуйте найти на плакате лису.
Д. Рум
- Лиска, Лисонька, Лиса,
Где сегодня ты была?
- Ох, в деревню я ходила,
Еле ноги унесла.
На цепи собака злая
Со двора прогнала.
- Ты к кому же там ходила?
В гости или по делам?
- У друзей я гостила,
По делам была я там.
- А зачем же ты тогда
Унесла Петушка?
- У него я погостила
И к себе пригласила.
- Если он твой дружок,
Где теперь Петушок?
Ой, ведь мы с ним поругались,
Только перышки остались.
- На плакате филимоновская лиса уже другая – она унесла из деревни петушка. Вот она стоит на задних лапках, хитрая и такая же полосатая.
4. Пальчиковая гимнастика
Кот, петух и лиса
Жили кот да петушок на лесной опушке.
Как-то раз Лиса-краса прокралась к их избушке. (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)
Утащила петушка за высоку горку (руки над головой горкой)
Притащила рыжая в лисью свою норку. (прижимать кулачки к ладошкам)
Храбрый котик в лес пошел (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)
И в норе Лису нашел. (ритмично пожимать руки)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. (изображая гребешок, скрестить пальцы рук)
5. Объяснение и показ способов выполнения.
- Я даю вам трафареты нашей лисы. Она сейчас белая, как будто её слепили из глины и высушили. Осталось нарисовать ей полоски. «Рисовать» мы будем пластилином. Нам нужен будет пластилин 3 цветов : красный, жёлтый и зелёный. Мы будем отрезать от большого куска пластилина маленькие кусочки стекой, раскатывать их на дощечке в колбаски, а потом колбаски мы прижмём к картонному трафарету и получатся полоски. Наша белая лисичка станет филимоноской.
6. Выполнение пластилинографии детьми. Индивидуальная помощь педагога.
7. Подведение итогов и оформление выставки.
Лиска, Лиска, попляши!-
Красоту всем покажи.
Пройдись, лиска, павушкой
По шелковой травушке.
Топни, лиска, лапочкой,
Закружись-ка бабочкой