Просцова Юлия Николаевна
Кружковая деятельность «Народные умельцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
Публикация «Кружковая деятельность „Народные умельцы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Темочки
• развивать творчество детей в орнаментальной деятельности : специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;
• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:
• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный.
Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Ожидаемый результат:
• Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
• Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
• Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
• Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
• Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
• Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Перспективный план кружка по художественному творчеству «Народные умельцы»
2 полугодие 2014 – 2015 учебного года
№ тема Программное содержание Методическая литература
ДЕКАБРЬ
1. Декоративно-прикладное творчество Познакомить детей с разнообразными народными промыслами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство»
ДИАГНОСТИКА
ЯНВАРЬ
2. «Веселый Городец»
Рассказ об истории промысла Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 65
3. Рисование
«Городецкая роспись» Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. учить составлять узор; учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.
См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 80
4. «Филимоновские свистульки»
Рассказ об истории промысла Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 33
5. Лепка
«Филимоновская игрушка» Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.
См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 48
ФЕВРАЛЬ
6. «Печные израсцы» Беседа о промысле Познакомить детей с народным промыслом – печные израсцы. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 49
7. Лепка
«Вот так чудо - израсцы» Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства; развивать чувство ритма и композиции. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 64
8. Рисование
«Расписные израсцы» Продолжать знакомить с традиционной росписью израсцов, её историей. Учить видеть и выделять характерные элементы росписи. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 56
9. «Дымковская игрушка»
Рассказ об истории промысла Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 1
МАРТ
10. Лепка
«Кони в яблоках» Учить лепить дымковские изделия по образцу; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими деталями; развивать мелкую моторику. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 26
11. Рисование
«Как у чудо – петуха
все расписаны бока» Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку петуха узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 16
12. «Сине-белое чудо Гжели»
Рассказ о промысле
Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 145
13. Рисование
«Роспись фигурок» Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 160
АПРЕЛЬ
14. «Золотая хохлома»
Рассказ об истории промысла Познакомить детей с хохломской росписью. Расширять представления о народных промыслах. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 129
15. «Золотая Хохлома» Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 144
16. «Знакомьтесь, русская матрешка» Рассказ об истории промысла Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 97
17. Рисование.
«Весёлые матрёшки» Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить рисовать фигурку матрёшки, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Воспитывать аккуратность в работе. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 114
МАЙ
Диагностика
Используемая литература:
1. Лыкова И. А. Народное искусство, Москва, издательский дом «цветной мир», Волгоград, 2014
2. Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет», издадельство «Учитель», 2014
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
4. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
5. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.