Ирина Ардатова
«Народные умельцы». Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовного краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами духовного краеведения»
НОД для детей подготовительной группы
ТЕМА: "Народные умельцы"
Цель: воспитание любви к родному краю и почитание святых мест на примере изучения истории Радонежской земли как духовного и культурно-исторического центра России.
Задачи:
образовательные
-углублять и расширять представлений детей о прошлом родного края, о истории Троице-Сергиевой Лавры;
развивающие
Публикация «„Народные умельцы“, Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовного краеведения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- развить художественно- эстетическое восприятие, обогащать представление детей о народных промыслах : истории возникновения, особенностях.
- развивать умения различать стилистические особенности разных промыслов.
- продолжать знакомить с творчеством богородских мастеров.
воспитательные.
-воспитывать чувство гордости за родной край, формировать интерес и уважительное отношение к традициям русского народа.
Предварительная работа:
-Беседы о русских народных промыслах России, просмотр фильмов.
-Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
-Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
-Рисование (гжель, хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
- Заучивание стихотворений с детьми.
-Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России»
- знакомство с русскими народными традициями (колядки)
Активизация словаря: ремесла; народные традиции, элементы узора.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер
богородская игрушка, дымковская игрушка, гжель, матрёшки, хохлома; заготовки богородских игрушек, краски, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
Дети: - здравствуйте, добро пожаловать.
На экране проецируется иллюстрация Лавры.
Воспитатель : Сегодня я хочу поговорить с вами о нашем родном крае.
Ребята, расскажите чем дорога наша земля, наш родной край?
Дети: в городе Сергиев - Посад находится Лавра, на нашей земле много народных мастеров.
Воспитатель : на этой святой земле зародились наши промыслы. Со всей страны едут гости чтобы, полюбоваться нашими игрушками и купить их для своих детей.
На экране проецируется иллюстрация Сергия Радонежского.
В: А, вы, знаете кто такой Сергий Радонежский?
Дети: Сергий Радонежский основал Троице Сергиеву Лавру. Он был простым мальчиком, в детстве звали его Варфоломей, а когда он вырос его стали называть Сергий. Очень любил свою семью и всех людей. Он много трудился и показывал пример другим людям, был добрым.
Молодцы ребята.
В: Да ребята, Сергий Радонежский был самым добрым человеком на земле. Он очень любил детей и хотел порадовать их, для них он вырезал игрушки из дерева.
На этой святой земле зарождались и развивались народные промыслы.
Воспитатель : дети, а что такое русские народные промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Славится наша Родина своими мастерами, не зря говорят в народе :
Ребенок: "С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордится".
Воспитатель : да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, своими руками русские люди тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.
В: Какие народные промыслы вы знаете?
(Ответы детей). Молодцы ребята
В: Я хочу вместе с вами полюбоваться народными промыслами на нашей выставке. (перечисляют все промыслы, которые видят на выставке и более подробно останавливаются на богородской игрушке)
-да, верно, это посуда из села Гжель Московской области; почему ее стали называть “нежно-голубое чудо”?
- матрешка считается символом России.
-хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.
-ласково и нежно эту игрушку называют дымка. А почему ее так называют ребята? (в деревне Дымково ее делали) давайте рассмотрим на нашей выставке дымковскую игрушку.
-а это богородская игрушка. А почему ее назвали богородская?
Дети: из села Богородское которое находится недалеко от нашего города.
В: Во всем мире известны русские игрушки богородской фабрики, в Сергиевский Посад, в давние времена возили возами игрушки, и продавали их прямо у стен монастыря.
В: Из чего сделаны эти игрушки?
Д: Эти игрушки сделаны из дерева.
В: А как делают богородскую игрушку?
Д: Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины. Мастер сначала берет чурку, потом делает зарубку топором, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке.
В: Как вы думаете какая самая любимая игрушка богородских мастеров?
Д: медведь
В: послушайте стихотворение которое прочтет нам Миша.
Посмотрите, как стройна
Богородская резьба.
Деревянные фигуры
Мастер выполнил с натуры.
Настругал он мишек,
Кузнецов, парнишек.
В: Богородские мастера очень любят делать медведей, вот мишка дрова рубит. Ещё богородские мастера придумали хитрость. Их игрушки двигаться умеют: потянешь за палочку, и медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро –быстро зерно клюют. А почему мастера сделали подвижную игрушку?
Д: Хотели чтобы детям было интересно.
В: Правильно, много радости приносят людям эти игрушки, большое спасибо им за это.
В: проходите за столы.
В: наш народ не только умеет работать он горазд и веселиться, а что за веселье без игрушек.
Сюрпризный момент "Коляда"(бубны, трещетки, дудки)
В: Коляда светлая!
Пришла коляда
Вперед Рождества,
Вперед Масленицы.
В гости к вам!
Ребенок: Коляда, коляда
Ты подай пирога, или хлеба ломтину,
или денег полтину, или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Ряженые: Здравствуйте хозяева добрые!
Счастья будет вам горой, урожая воз большой!
В: А не порадовать ли нам хозяев веселым представленьем?
Сценка "Коза и медведь"
В: Молодцы, всех повеселили!
В: А мы еще принесли вам подарки - богородские игрушки (раздают всем детям)
Ребенок:
В Богородске - городке,
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся,
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
В: Приглашает ряженых остаться.
Обычно богородскую игрушку не расписывают, но чтобы она стала яркой и привлекала детей художники ее расписали. А мы с вами станем настоящими художниками и раскрасим наши игрушки.
Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои
Их, как хочешь, поверни. (вертят)
И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак. (потирание)
Раз, два, три, четыре, пять – (хлопки)
Не сидится им опять. (встряхивание)
Постучали, повертели
Богородскую игрушку
рисовать мы захотели
В: Какие красивые у вас получились игрушки.
Воспитатель : Понравились вам игрушки? Чем интересны.
Ребята, вы знаете, как надо обращаться с игрушками? Надо их беречь, не ломать. Тогда они долго еще послужат вам. Теперь с этими игрушками вы сможете играть.
В: Что-то мы загостились, колядовщики пора дальше идти колядовать.
Хозяева добрые, не морозьте,
хоть копеечку да бросьте! (хозяева угощают)
Ребенок: Уродись у вас овес, чтобы на два метра в рост.
Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка.
Ребенок: Чтоб гостей невпроворот было в доме целый год,
на столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!
Ряженые: Жить нам вместе лет по двести!
На счастье, на здоровье, на новое лето! (разбрасывают зерно, уходят)
В: Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.
В: Ребята вы очень порадовали, раскрасили красиво игрушки.