Ольга жарикова
Конспект доминанатного музыкального занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект доминантного музыкального занятия
(для детей подготовительной группы)
составил музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с № 17 :Жарикова О. А.
Цель:
Обогащение музыкального опыта детей через восприятие музыкальных произведений различной динамики.
Задачи:
Публикация «Конспект доминанатного музыкального занятия» размещена в разделах
Формирование у детей знаний о тихой и громкой музыке на примере музыкальных произведений;
Развитие внимания, певческих способностей, чувства ритма, музыкального мышления и восприятия, умения двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, динамического слуха; знакомство с новым способом извлечения звука;
Восприятие интереса к музыкальным занятиям, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Материалы и оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр, магнитная доска, портрет Э. Грига, изображение волшебной поляны, карточки с изображением четырёх разных гномов и Волшебницы Динамики; конфетные фантики в коробке, записка, конфеты по количеству детей; музыкальный материал : «Неаполитанская песенка» П. Чайковский, Э. Григ «В пещере горного короля», «Контраст» неизвестный автор, «Музыка, здравствуй!» (муз. и слова М. Лазарева, ритмическая игра «Музыкальное эхо» (авт. М. Андреев);
Ход занятия
Дети заходят в зал, подходят к музыкальному руководителю, который сидит за инструментом.
Музыкальный руководитель :
У нас с вами сегодня необычное занятие, начнём мы его с песенки «Музыка здравствуй!» (муз. и слова М. Лазарева)
Дети исполняют песню с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) Предлагаю вам отправиться на волшебную поляну. Хотите? (да хотим) Вставайте по кругу друг за другом, скоро отправляемся. Слушайте внимательно, как вам нужно будет идти, а поможет вам в этом музыка.
Дети под музыку (по выбору) выполняют бодрый шаг («идём по дорожке», лёгкий бег («бежим с горочки», высокий шаг («перешагиваем через кочки», поскоки, шаг на носочках и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : Вот мы и пришли. (На мольберте появляется изображение волшебной поляны) Эта поляна волшебная по очень ней гуляет эхо. Давайте с ним поиграем. Повторяйте за мной, как эхо.
Ритмическая игра «Музыкальное эхо» проводится несколько раз.
Музыкальный руководитель : А вы знаете, на этой полянке живут музыкальные гномы. Одни любят петь, играть, танцевать громко, а другие поют, играют, танцуют тихо. Однажды гномы поспорили. Один говорил «Я самый сильный - это прозвучало так громко как только он смог (на мольберте появляется первый гном) «Нет у меня самый сильный голос!»,- ответил другой и действительно прозвучал его голос громче. (Появляется изображение второго гнома) «А мой голос тихий, красивый», -тихо проговорил третий (появляется третий гном)
«Ну, если уж слабостью мереться, то попробуйте так, как я»,- ответил четвёртый гномик, самый маленький и его голос прозвучал еле слышно. (Появляется самый маленький гном).
Долго спорили гномики, какой голос красивее сильный или слабый, пока не пришла волшебница Динамика
(на мольберте появляется её изображение, которая была хозяйкой этой поляны. Она умела петь, играть и разговаривать с любым гномиком - и громко, и тихо. Волшебница Динамика помирила гномов, она сказала, что у каждого голос по своему хорош на своём месте и в своё время. Динамика дала каждому имя: Громкий, Очень громкий,Тихий, и Очень тихий. Так и живут громкие и тихие гномики на волшебной поляне до сих пор. Танцуют играют и поют: кто-под тихую музыку, а кто- под громкую. А управляет ими волшебница Динамика.
Хотите подружиться с этими гномами? (ответы детей) Тогда нужно научиться их различать Однажды гномы забрались в пещеру горного короля и устроили там бал. Давайте послушаем музыку, под которую они танцевали, и поможем волшебнице Динамике их найти и расставить в правильном порядке.
Дети слушают аудиозапись Э. Григ «В пещере горного короля», затем расставляют карточки с изображением гномов (от маленького до большого) В соответствии с изменением динамики.
Музыкальный руководитель : Молодцы! Эту замечательную музыку написал норвежский копозитор Эдвард Григ (показ портрета). Давайте поиграем в любимую игру гномов «Жуки и бабочки». Под резкую будут танцевать- мальчики, а под плавную- бабочки-девочки. Главное- не произносить не слова, что бы не спугнуть гномов.
Музыкальная подвижная игра «Жуки и бабочки» (Контрасты)
Музыкальный руководитель : Какая была музыка- громкая или тихая? (ответы детей)Посмотрите, ребята, здесь кокая-то коробочка, а в ней записка. Давайте прочитаем: «Ребята, вы замечательно играли с громкими и тихими гномами. За это вам в подарок конфеты. Волшебница Динамика».
Музыкальный руководитель : (открывает коробку) Ой, а здесь одни фантики… Это наверное, гномики пошутили-съели все конфеты, а фантики нам оставили. Они не хотят с нами расставаться! Мы с вами не будем расстраиваться, организуем оркестр! Кто руководит оркестром? (дети - Дирижёр) На чём играют в оркестре? (дети- на музыкальных инструментах) Сегодня нашими инструментами будут фантики!
Дети играют на фантиках под аудиозапись «Неаполитанская песня» П. Чайковского
Музыкальный руководитель : Как звучала музыка -тихо или громко? (ответы детей) А как звучали фантики? (ответы детей)
Вот и закончилось наше путешествие по музыкальной поляне. Давайте вспомним, что вам понравилось, что нового узнали? (ответы детей) Ребята, а наши музыкальные гномики вернули нам конфеты! Угощает детей конфетами. Дети прощаются и уходят.
Комментарии: Доминантное занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. В него включены разные виды музыкальной деятельности, но при этом каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности. На занятии использовались записи музыкальных произведений, что значительно обогащает восприятие музыки. Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия очень велико. Речь идёт не о пересказе, а н яркого исполнения и умело проведённой беседы прививается интерес, любовь к музыки, расширяется представление о некоторых явлениях действительности, обогащается внутренний мир Важно, что дети не только констатировали выразительные средства, но и выявили их роль в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, что она может рассказывать, но только не словами, а звуками. Практический метод в развитии музыкального восприятия тоже важен. Чтобы ребёнок глубже почувствовал характер музыки, необходимо сочетать восприятие с практическими действиями, помогающие ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Движение успешно используется в качестве приёмов, активизирующих сознание детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлёт и падение мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.)
Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук, танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, её спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого.
В музыкальном восприятие детского исполнительства, важно отметить, что речь идёт о выработке навыков и умений выразить переживание музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий на детских музыкальных инструментах, замена их предметами быта. Разное звучание предметов придаёт звучанию образность, способность к творческому применению их в самостоятельной деятельности.
Образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.
еобходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнени