Туяна Цыремпилова
«Восточный календарь». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с восточным календарем.
Задачи НОД
Образовательные:
- Дать представление о происхождении восточного календаря;
-Закрепить названия животных на бурятском языке;
Развивающие:
- Развивать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям;
- Развивать умение отгадывать загадки;
Воспитательные:
-Воспитывать желание узнать новое о восточном календаре;
-Воспитывать умение слушать рассказ взрослого.
Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Формы работы: Фронтальная
Оборудование:
• Для воспитателя: Интерактивная игра «Восточный календарь», Презентация на тему «Легенда о 12 животных Восточного календаря», календарь настольный, лунный календарь, восточный календарь.
• Для детей: раздаточный материал для детей (раскраска с животным из Восточного календаря)
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте! Мэндээ!
Давайте встанем в круг,
Дружно за руки беремся,
Улыбнемся соседу справа,
Улыбнемся соседу слева,
И гостям мы улыбнемся,
Обнимем своих друзей,
Вместе жить нам веселей!
Ребята, посмотрите, что же это на столе лежит? (календари). Как вы думаете, какие это календари и для чего они нужны?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:Мы с вами сегодня поговорим о Восточном календаре, кто-нибудь знает, что это за календарь?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Это такой календарь, где каждый год представлен определённым животным. Какие это животные? Сколько животных в этом календаре? Давайте посчитаем. (Счет на русском и бурятском языке)
Дети: (ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Хотите, вам сейчас расскажу, как появился этот календарь?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
(Слайд 2)Однажды Будда пригласил к себе на празднование пира всех животных, какие захотят прийти сами. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления.
(Слайд 3)Первой пришла Крыса, ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Бык, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Быка перевести ее на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока Бык отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса соскочила с его спины, быстренько побежала вперед и в очереди оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами.
(Слайд 4) Бык негодовал от предательства Крысы, но ничего изменить уже не мог. Он стал лишь вторым.
(Слайд 5) Все ждали, что Тигр придет первым, да и он сам так думал. Но ему не повезло. Во время заплыва он попал в поток холодного течения. Тигр быстро справился со стихией, однако к финишу пришел только третьим.
(Слайд 6) Болельщики, увлеченные соревнованием между Быком и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом, как следует, не рассмотрели, кто же пришел четвертым? Кролик или Кот. За давностью лет истину установить невозможно, И у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвертого года. Но у нас четвертым идет год кролика.
(Слайд 7) Пятым был Дракон. Шестой оказалась Змея. Седьмой к финишу пришла Лошадь.
(Слайд 8) Тут по реке пошла полоса тумана, и опять не ясно, кто был восьмым? Коза или Овца.
(Слайд 9) Девятой стала Обезьяна. Лишь, убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду.
(Слайд 10)Десятым прибежал Петух, который задержался, потому что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.
(Слайд 11) Одиннадцатой приплыла Собака. С утра у нее была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгоряченная бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла.
(Слайд 12) И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Ему Будда подарил последний оставшийся год.
(Слайд 13) Вот легенде и конец, а кто слушал – Молодец!
Воспитатель: Ну что, вам понравилась легенда?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем и превратимся в зайчиков.
Физкультминутка «Зайка»
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
Воспитатель: Вы запомнили, год какого животного, за каким следует?
Воспитатель: Давайте мы с вами отгадаем загадки, а также назовем его на бурятском языке. Кто отгадает, тот будет подходить к ноутбуку и нажимать на кнопку мышки. Если отгадаем правильно, то на экране появится изображение этого животного.
Слушайте внимательно.
1) Чувствует она давно,
Что пойдёт корабль на дно.
Не до ржи ей, не до риса-
С корабля сбегает (Крыса-Хулгана)
2) Агрессивен и силен,
Может быть настырным он,
Жить в коровнике привык
Мощный и рогатый. (Бык-ухэр)
3) Усатый, полосатый,
Огромный, дикий кот.
А в нашем зоопарке
В вольере он живет. (Тигр-бар)
4) Хрустит морковкой и капустой,
Их лопает он очень вкусно.
Ушки длинные имеет,
Носом шевелить умеет. (Кролик-туулай)
5) Крыльями машет,
Зубами клацает,
Ноздри раздувает,
Огонь извергает! (Дракон-луу)
6) Веревка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Потому что я –… (Змея-могой)
7) Словно ветер скачет ловко,
Чтобы сесть нужна сноровка,
Запрягай ее скорей,
И катай своих друзей. (Лошадь-морин)
8)Свяжет варежки бабуля.
Для себя и внучки Юли,
Свяжет свитер для отца.
Ну, а шерсть ей даст … (Овца-хонин)
9) В южных странах мы живём,
Любим все бананы.
И без них не проживём,
Мы же. (Обезьяны-бишэн)
10) Рано он всегда встаёт,
По утрам всегда поёт,
Носит гребень и серёжки,
В перьях все его одёжки. (Петух-тахяа)
11) Самый верный в мире друг,
Не найти таких вокруг,
Часто дом наш охраняет,
Кто заходит, сразу лает. (Собака-нохой)
12) Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
На спине растет щетинка.
Кто же это? Это … (свинья-гахай)
Воспитатель: Какое у вас мнение сложилось о животных? Что вы можете о них рассказать? Какой характер у животных? Давайте изобразим животных.
(имитация животных по порядку)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в год кого родились вы?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Мне стало интересно узнать, в год кого же вы родились, я,к примеру в год –крысы. Многие из вас родились в год – Петуха или Собаки, а кто-то и в год Обезьяны. Чтоб точно узнать в год, какого животного вы родились, спросите у родителей дома.
Воспитатель: Сейчас я вам хочу подарить раскраски животных восточного календаря. Выберите каждый любое из 12 животных. Раскрашивать можно карандашами, восковыми карандашами, акварелью или фломастерами. Но раскрасите вы это дома. (Воспитатель раздает раскраски)
Воспитатель: О каком календаре мы с вами сегодня говорили?
Дети: Да, о Восточном календаре
Воспитатель: Расположите животных по порядку в круг на столе.
Воспитатель: Проверьте теперь, вы правильно разложили картинки с животными? Давайте назовем животных на бурятском языке.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А теперь посчитаем животных на бурятском языке. (Счет на бурятском языке).
Воспитатель: Вы такие молодцы! Как хорошо вы запомнили расположение животных.
Дети: (ответ детей и исправление ошибок)
Воспитатель: А кто помнит, сколько животных? А сейчас год какого животного пришел? А год какого животного ушел?
Назовите животных на бурятском языке.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Дома раскрасите и спросите у родителей в год какого животного вы родились. Характер животного совпадает ли с вашим характером, подумайте.
Воспитатель: Ребята, вы огромные молодцы, вели себя очень хорошо, слушали внимательно и отгадали загадки о животных просто отлично!
Воспитатель: Баяртай!
Дети: Баяртай!