Анжелика Чейпеш
Конспект музыкального занятия «Чехов и Чайковский»
▼ Скачать + Заказать документы
2016г.
Цель: Формировать культуру и нравственное отношение к классическому наследию на примере творчества А. П. Чехова.
Задачи:
-Знакомство с произведениями русских гениев.
-Привитие интереса к творчеству А. П. Чехова и П. И. Чайковского.
-Развитие музыкально—творческих, художественно- познавательных способностей детей.
-Расширить музыкальные познания дошкольников.
-Способствовать развитию интереса к личности и творчеству А. П. Чехова.
«Чехов и Чайковский»
Публикация «Конспект музыкального занятия „Чехов и Чайковский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Дети входят под музыку П. И. Чайковского «Январь» и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством А. П. Чехова.
Музыка вошла в жизнь Чехова еще в детстве. Антон Павлович любил слушать музыку в студенческие годы. Михаил Павлович Чехов вспоминает : как-то Антон и Николай Чеховы были на Всероссийской художественно-промышленной выставке. В помещении музыкального отдела выставки выступали различные знаменитости. Братьям довелось услышать в исполнении известного пианиста П. А. Шостаковского «Вторую рапсодию» Листа. Это блестящее, виртуозное произведение так увлекло писателя и художника, что с тех пор его можно было часто слышать в доме Чеховых.
1. «Вторая рапсодия» Лист в исполнении П. А. Шостаковского,
Воспитатель: В семье Антона Павловича музыкой увлекались все : отец играл на скрипке, Маша играла на пианино, братья тоже имели музыкальное образование, только Антон не умел играть на музыкальных инструментах, но в семейных концертах принимал активное участие.
- Какую роль исполнял Антон Павлович на домашних концертах?
- Он играл театральные этюды и пел а, капельные песни, любил слушать музыку.
Воспитатель: Антон Павлович любил симфоническую музыку. В Таганроге он мог слышать и сочинения Чайковского. Но лично познакомился с композитором в Петербурге. Чехов, тогда студент-медик, не оставался в стороне от музыкальной жизни города. Он увлекся Чайковским и позже признавался : "Я ужасно люблю его музыку".
-Мы с вами тоже знаем немало произведений П. И. Чайковского. Давайте вспомним…
- Болезнь куклы, марш оловянных солдатиков, Баба Яга.
- Правильно, а сегодня мы с вами зашли в зал под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года. Январь».
По повестям и рассказам Антона Павловича поставлены балетные, оперные постановки, звучит симфоническая музыка. Покажите пожалуйста на иллюстрациях балет, оперу и симфонический оркестр.
2. Работа с иллюстрациями. (определение жанровой музыки).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю просмотреть отрывки этих жанровых произведений.
Просмотр видеороликов : опера, балет, симфоническое произведение.
- Какую оперу Чайковского любил А. П. Чехов?
- Оперу «Евгений Онегин».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам исполнить вальс из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» .
3. Дети исполняют Вальс П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».
Воспитатель: жизнь и произведения А. Чехова наполнены музыкой. Музыка оказала глубокое влияние на чеховские рассказы. Он слушая музыку точно описывал звуки природы. В его произведениях описаны звуки скрипки и церковного песнопения. Писатель не изменил музыке в свои зрелые годы. При любой перемене мест и положений его сопровождала музыка.
- А какие детские рассказы вы знаете, написанные А. П. Чеховым?
- Белолобый. Каштанка.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Кто изображен на ней?
- Свинья, гусь, кот, и собака.
-Давайте мы поиграем с вами в игру «Ваш выход, артист!»
4. Музыкально-дидактическая игра «Ваш выход, артист!»
(Различать на слух знакомые песенки и соотносить характер звучания с характером изображения на картинке.)
Воспитатель: произведения Антона Павловича Чехова тесно связаны с музыкой. Они продолжают жить не только на страницах книг, а на сценах театров, воплотившись в балеты и спектакли, на пленках кинолент.
И где бы вы ни были, я надеюсь, что вы будете с гордостью говорить:
- Я родился и вырос в городе Чехова, в городе Таганроге!
А сейчас давайте мы исполним припев песни «В Таганроге под небом обычным» муз. Л. Казаковой.
5. «В Таганроге под небом обычным» муз. Л. Казаковой.
Воспитатель: на этом наше путешествие по музыкальному миру А. П. Чехова подошел к концу. Хочется мне верить – не напрасно
Жил когда-то честно, не спеша
Человек, в котором все прекрасно-
И лицо, и мысли, и душа.
(Н. Сапотницкая).