Альфия Конева
Конспект доклада на стендовую сессию «Педагогическая инновационная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект доклада на стендовую сессию «Педагогическая инновационная деятельность в ДОУ - одно из условий повышения качества воспитательно - образовательного процесса. Из опыта работы»
Тема: Влияние бесед о прочитанном на ознакомление с литературным произведением. Принцип «Минимакса»
Подготовила: Воспитатель
Конева А. Р.
Публикация «Конспект доклада на стендовую сессию „Педагогическая инновационная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Актуальность темы данного выступления «Влияние бесед о прочитанном на ознакомление с литературным произведением» обоснована необходимостью поиска наиболее эффективных методов, способствующих привитию детям любви к художественному слову, интереса к книге, развития стремления общаться с ней.
На современном этапе, в наш век новых информационных технологий, роль книги, к сожалению, изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований и наблюдениям практических работников, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Это делает актуальной задачу приобщения дошкольников к художественной литературе, развитию читательских интересов, а это становится возможным при условии понимания дошкольниками смысла художественных произведений.
Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно и все это становится возможным при условии грамотной работы с текстом.
Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми дошкольного возраста. Именно от него зависит то, как дети воспримут художественное произведение,насколько будут поняты его тема и идея (глубина и высота нравственных помыслов героев, на которых должны воспитываться дети,а это, в свою очередь,зависит от качества беседы воспитателя с детьми по содержанию литературных произведений, от умения донести до детей искусство слова, не разрушая его, не превращая в нудное наставление.
Читательские интересы старших дошкольников разнообразны. Главная ценность данного возраста высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово,способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки.
Специалисты по детскому чтению (Р. И. Жуковская, А. М. Леушина, Н. С. Карпинская, Н. Гавриш и др., рассматривая предрасположенность детей к эстетическому восприятию произведения художественной литературы, подчеркивают роль беседы воспитателя с детьми по содержанию литературных произведений.
Существует определенное противоречие между имеющимися потенциальными возможностями использования беседы в ознакомлении старших дошкольников с произведениями литературы и отсутствием у практических работников методических рекомендаций по оптимизации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: в чем заключается особенность беседы по содержанию литературного произведения,способствующая ознакомлению с литературным произведением детей старшего дошкольного возраста? Стремление внести вклад в решение этой проблемы побудило к выбору темы данного выступление. При этом нами учитывается тот факт, что ребенок дошкольного возраста, как правило, не владеет самостоятельным чтением, он воспринимает художественную литературу через чтение воспитателя и других взрослых. От качества чтения и беседы по содержанию произведения взрослого с детьми зависит понимание и восприятие смысла читаемого прочитанного.
Целью решения данной проблемы нами была разработана и апробирована методика проведения бесед по содержанию литературного произведения, основанной на принципах минимакса.
Принцип минимакса - определение минимума с учетом специфики детей и выбор максимума, с которым можно их познакомить. Восприятие художественного текста, основанного на минимаксе, носит последовательный, поэтапный характер: 1этап-определение минимума с учетом специфики детей; 2этап-разработка диалога с детьми; 3 этап-выбор максимума, с которым можно познакомить детей в оставшееся на занятии время (Если они сами попросят). Основу работы составляют беседы по прослушанным литературным произведениям, они требуют тщательной подготовки.
Работа с текстом проводится в несколько этапов: дети слушают один и тот же текст на протяжении нескольких дней (при этом важно читать его каждый раз полностью, что бы сохранить целостность восприятия, а вопросы по тексту надо задавать разные.
Вопросы имеют разную направленность:
- вопросы на сравнение поведения героя с явлениями жизни; -вопросы, позволяющие сделать детей участниками событии;
-вопросы на анализ языковых средств выразительности и многие другие.
Так же используются вопросы, уточняющие и восполняющие Необходимо не только задавать детям вопросы, но и учить их самих задавать вопросы. При этом необходимо соблюдать последовательность: сначала учить задавать описательные вопросы, потом поисковые или каузальные вопросы, затем более сложные: субъективные воображаемые, оценочные и др. Широко используем вопросы по анализу художественного произведения.
Принцип минимакса, позволяет определять потребность в информации и
самостоятельно находить ее в процессе беседы о прочитанном художественном произведении. В результате развивается способность к длительному сосредоточению так необходимому при обучении. Повышается фантазия и творческая активность. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение, ведь книга дает возможность домыслить, «дофантазировать».