Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Непосредственная инновационная деятельность педагога»

Марина Горина
Консультация для воспитателей «Непосредственная инновационная деятельность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель — Горина М. В.

И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе : содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать, а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

Темочки:

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.

По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:

- общие ( глобальные концепции современного образования: оптимизация учебно-воспитательной прграммы, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);

- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в образовательное учреждение).

Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны :

- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

- организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);

- профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление образовательным учреждением).

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства воспитателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста воспитанников используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей воспитанников на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у воспитанников формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

- профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у воспитанников профессиональной компетентности и профессиональных установок;

- креативно-развивающийся подход формирует у воспитанников продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.

Дополнительно в системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:

по масштабности:

- федеральные;

- региональные;

- национально-региональные;

- на уровне образовательного учреждения.

по педагогической значимости :

- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д., не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);

- системные.

по происхождению:

- модификационные, т. е. усовершенствованные;

- комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента);

- принципиально новые.

Рассмотрим виды педагогических инноваций :

-внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.

-общеметодические инновации : к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для воспитанников, проектная деятельность и т. д.

-административные инновации : это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

-идеологические инновации : эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.

Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Существуют различные группы педагогических технологий. Ряд исследователей предлагает собственные классификации педагогических технологий, которые понимаются ими, в основном, как технологии обучения. Изучая вопрос о классификации педагогических технологий в дошкольном образовании, необходимо рассмотреть имеющиеся на сегодняшний день в науке группы педагогических технологий, предложенные разными авторами.

Применительно к дошкольному образованию большой интерес представляют те классификации педагогических технологий, которые в первую очередь ориентированы на развитие личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Личностно - ориентированные технологии:

Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно - экологического и др.). Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровые технологи занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и стимулирует умственную деятельность детей, развивает познавательный интерес.

Интегрированные занятия:

Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

Исследовательское занятие и практические работы:

Их цель заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, учебниками, периодической печатью.

Информационные технологии:

К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях

Интерактивные подходы:

Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.

Ребенок самостоятельно приобретает определенный набор знаний, умений и навыков, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, работает в группе, команде.

Стратегия инновационной деятельности педагогического коллектива, отдельных педагогов в каждой конкретной ситуации имеет свои временные ограничения, что зависит от масштабности инновации, от того, сколько времени и каких человеческих, организационных, материально-финансовых ресурсов она требует.

Основанием для выбора педагогом инновационных технологий

могут служить:

-достижения современной науки (дидактики, психологии, методики и др.)

-передовой педагогический опыт

-собственный профессиональный опыт

-наличие диагностического инструментария

-оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность педагога в современных условиях МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Доклад «Инновационная деятельность педагога» Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление.

Консультация для воспитателей ДОУ «Бесконфликтное общение педагога с родителями. Рекомендации психолога» При взаимодействии воспитателя с различными категориями родителей важно реализовывать конструктивное общение, являющееся профилактикой конфликта.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» Консультация для воспитателей ДОУ «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» Театр — это такая кафедра, с которой можно.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» Консультация для воспитателей: «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» Подготовил воспитатель:.

Консультация для воспитателей «ИКТ-компетентность педагога» Консультация для воспитателей «ИКТ – компетентность современного воспитателя» Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Консультация для воспитателей на тему «Инновационная деятельность педагога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность». Презентация Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне.

Консультация для воспитателей «Профессиональный стандарт педагога» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для воспитателей «Театр и театрализованная деятельность» Цель: Познакомить воспитателей с различными видами театров и игровым материалом, необходимым в группе для каждого возраста. Театрализованная.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Непосредственная инновационная деятельность педагога»
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 15:10
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Непосредственная инновационная деятельность педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горина (УИ 273418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД