Анна Соболева
Конспект детско-родительского тренинга «Как мы чувствуем друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы чувствуем друг друга.
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи, решаемые в ходе тренинга:
эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка;
обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;
развитие навыков социального взаимодействия.
Приветствие.
"Здравствуйте!"
Приветствие по кругу с помощью любой части тела (рука, плечо, нос, щека и т. д)
Основная часть
Публикация «Конспект детско-родительского тренинга „Как мы чувствуем друг друга“» размещена в разделах
Упражнение «Семья в виде домика» (Н. Б. Кедрова)
Материалы: листы бумаги, фломастеры, карандаши
Инструкция: «Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью (т. е. кто-то — стены, кто-то крыша и так далее)
Обсуждение: затем каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и так далее.
Примечание. После этого можно познакомить участников с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.
Фундамент — это основание. Это человек, которому в семье тяжелее всего, на него все давят.
Стены — это несущая конструкция. На этом членесемьи держится весь дом.
Крыша — это ощущение безопасности.
Труба — забота, создание комфорта, уюта.
Дверь — регулятор контактов, но еще и возможность уйти в любой момент.
Окошки — это тот человек, ради которого и строится этот дом. Помните выражение «свет в окошке»? Оптимально, если на этом месте оказываются дети.
Упражнение “Найди свою маму”
Инструкция: детям завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стульях в ряд. Дети по очереди, постепенно обходя ряд, на ощупь должны найти свою маму и встать за ней. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
Упражнение “Слепой и поводырь”
Цель - эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.
Инструкция: это упражнение выполняется ребенком и родетелем совместно. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (например в лес по извилистой дорожке с преградами). Оба должны сохранять молчание.
Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого” вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.
Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.
Упражнение «Недетские запреты»
Мамы участницы садятся на стулья в центре круга. Дети говорят что им запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. Мамы при этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящим предлагается встать. Так как они не смогут встать, то их нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
–Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Упражнение “Беседа одним карандашом”
Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.
Участники делятся на пары, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.
Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).
Цель - создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Упражнение «Комплимент»
Прощаемся по кругу, говоря комплимент рядом стоящему участнику