Светлана Мачнева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать представления о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни; учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развивать творческое воображение детей путем изображения насекомых в рисунке.
Организация развивающей среды: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема.
- модель "кузнечик в траве"
- краски, листы бумаги (по числу детей)
- грамзаписи "Танец - бабочек".М. Красева, отрывки из оперы Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" - полет шмеля, комара, мухи.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Насекомые наши друзья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
1. Вводная часть.
Постановка проблемы. Дети садятся в круг, в середине карточки с насекомыми.
В: Ребята к нам с вами пришла посылка, а вот из какой фантастической страны оно к нам пришло нужно угадать.
Для того, чтобы угадать название страны, нужно отгадать загадку и опдобрать карточку ответ.
1. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет
(бабочка) выставляется картчока
2. На вид, конечно мелковат,
Но все, что можно, тащит в дом
Неугомонный парнишка
Вся его жизнь связанная с трудом
(муравей) выставляется карточка
3. Черен, а не ворон
Рогат, а не бык
С крыльями, а не птица
(жук) выставляется карточка
4. Во фраке зеленном маэстро
Взлетает над лугом в цвету
Он гордость местного оркестра
И лучший прыгнул в высоту.
(кузнечик) выставляется картчока
5. Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит
Не гадюка, а жалит
(пчела) выставляется карточка
6. Наткет, наплетает
Сядет и добычи ждет
(паук) выставляется карточка
7. Не зверь, не птица,
А нос как спица.
Летит - кричит, сядет - мочлит
Кто его убьет, свою кровь прольет
(комар) выставляется карточка
В: Давайте внимательно рассмотрим всех животных, сравните их и найдите пару. Объясните, по какому признаку вы их объединили (классифицировали). Внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). О ком были загадки? Как одним словом можно назвать всех этих существ? (насекомые). А фантастическую страну? (Насекомия).
- А кто, по вашему мнению, здесь лишний? И почему?
2. Основная часть. Исследовательская деятельность.
В: Ребята, давайте посмотрим, что в нашей посылке (достает из посылки банку)
- Внимательно рассмотрите насекомое, которое находится в банке. Цвет, голова, глаза, усики, тело, крылья, ноги (сколько их) Где можно найти его, чем оно питается?
В: - Вам нравится кузнечик? А как вы думаете, у него враги? Как он от них защищается? (ответы детей)
В: Посмотрите, что у меня есть. (показывает модель с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве. Картон разукрашен зеленым и черным цветом (пополам, вдоль разрез, в которой выставлен рычаг с кузнечиком - если продвинуть рычаг к зеленому цвету, то кузнечика не заметно, если же к черной половине - кузнечик сразу становится заметным).
В: - Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?
Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке - получается скрип, стрекот.
Физкульминутка.
Ребята, давайте с вами попрыгаем, как кузнечики, а сейчас попрыгаем на скрипочке. Вот какие у меня красивые кузнечики.
В: Что-то у нас здесь еще в нашей посылке?
Ребят кто это? (ответы детей)
- Почему божьих коровок так называют, вы знаете?
А коровками их называют потому что выделяют "молочко", правда не белое, а оранжевое. Конечно на самом деле это никакое не "молочко", а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят "коровок" ни птицы, ни ящерицы.
(воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку)
В: Как вы думаете, почему жучка легко найти и почему он яркой окраски (ответы детей)
В: Молодцы! Яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: "Меня есть нельзя - я не вкусный".
Воспитатель помещает в банку с божьей коровкой растение, на которое находится тля. При наблюдении уточняет, что хищник - это всякое животное (крупное или мелкое, которое питается другим животными.
В: Ребята мы видим с вами, что наш жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек. Они могут передвигаться по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и т. д.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.
(воспитатель вместе с детьми наблюдает, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает)
В: Как вы думаете, зачем божьей коровке надо и летать и ползать?
А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается в конце лета и осенью коровки летят на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.
Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под комками, в щелях коры деревьев, прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания листвы в садах и огородах.
В: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит нам божья коровка (ответы детей)
В: Правильно и поэтому мы должны с вами относиться к ним очень бережно.
Физкультминутка
Ребята я вам предлагаю собрать жучков и положить их в корзину. (На ковре разбросаны нарисованные божьи коровки, дети собирают их и складывают в корзину)
В: Но, здесь у нас в посылке еще одна баночка. Кто это? (ответы детей)
Как вы думаете, с кем дружит муравей? Ну, чтобы нам узнать об этом побольше, давайте поиграем еще.
Экологическая игра "С кем дружит муравей!"
Воспитатель предлагает разобрать таблички обитателей леса. Себе берет табличку на которой нарисован муравей. Дети располагаются по кругу. Воспитатель предлагает вспомнить некоторые наблюдения (из предварительной работы) в природе за муравьем. Я буду задавать вопрос, и к кому клубочек подкатиться, тот и отвечает.
В: С давних времен люди отметили, что возле муравейников густо растут травы, часто они обступают жилище плотным кольцом. Дело в том, что у твердых семян некоторых лесных растений имеются сочные, "вкусные" выросты - лакомая пища. Они их объедают, а остатки выносят на поверхность, где они прорастают. Клубочек бросается подснежнику, медунице, фиалке и др. растениям.
- Как "посеяли" вас муравьи?
Аналогично рассматриваются связь связь с птицами.
Вывод: (делают дети) Если много муравьев, значит, есть пища для птиц. Больше птиц - меньше короедов.
Физкультминутка
Дети с помощью выразительных средств (пластики, мимики) изображают способы передвижения различных насекомых.
Игра "Небылицы"
В: Ребята мне хочется рассказать одну сказку. Послушайте меня внимательно.
"Жили-были две бабочки - подружки. Неразлучными подружками они были - вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела. и подружка решил принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею выздоровела".
В: Ну-ка подумайте и скажите, какие ошибки были допущены в моей сказке.
- бабочки не прыгают (летают)
- не любят летать под дождем (почему)
- не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют)
- бабочки не питаются "мухами"
В: - Молодцы, мне очень понравились ваши ответы. А теперь скажите мне почему бабочек называют "крылатая радуга"?
В: А давайте и мы с вами устроим "крылатую радугу"
Рисование "Бабочка" - звучит муз. М. Красева, "Танец бабочек". После того как дети нарисуют бабочек, предложить вырезать бабочек и украсить ими группу.
В: Ребята, мне очень нравится в нашей группе, у нас как-то стало красивее, веселее, теплее и т. д. А вы как думаете? (пусть дети сами выскажут свое мнение)
Аутотренинг
В: Ребята, мы с вами сегодня узнали много интересноо и нового. А теперь давайте с вами отдохнем, закройте глаза.
"Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание букашек, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. но вот поду ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел.
3. Заключительная часть.
Предложить прослушать отрывок из оперы Римского - Корсаково "Сказка о царе Салтане" - полет шмеля, комара, мухи.
В: Ребята, я хочу предложить вам выпустить наших насекомых на волю, во время нашей прогулки.