Воробьева Татьяна Николаевна
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1. Превращение.
Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был - будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленьким, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.
2. Почему желтеют листья?
Цель: формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях природы. Развивать познавательную активность, творчество.
3. Путешествие в прошлое часов.
Публикация «Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: познакомить детей с историей часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части). Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.
4. Воздух и его свойства.
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.
Октябрь
1. Путешествие в прошлое одежды.
Цель: познакомить детей с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменениями преобразования одежды взрослых.
2. Где живет эхо?
Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо.
3. Лед - Вода
Цель: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».
4. Колющие и режущие предметы из разных материалов.
Цель: познакомить детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов.
Ноябрь
1. Путешествие в прошлое жилища.
Цель: углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище
2. Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга.
Цель: формировать представления об отличительных и сходных признаков у разных объектов. Развивать умения определять и различать отличительные качества: от внешних признаков до черт характера.
3. Легкая пластмасса.
Цель: побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая).
4. Строение веществ.
Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
5. Путешествие в мир стеклянных вещей.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Декабрь
1. Снегурочка.
Цель: формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
2. Как устроены перья у птиц?
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
3. Путешествие в страну волшебной прялки.
Цель: вызвать у детей интерес к прялке, к истории ее создания, познакомить с назначением прялки; воспитать уважительное отношение к труду взрослых.
4. Разноцветные сосульки.
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Январь
1. Горнолыжник.
Цель: закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами; реализовать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца.
2. Термометр.
Цель: знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.
3. В мире металла.
Цель: познакомить со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
4. Путешествие в прошлое бумаги.
Цель: увлечь детей интересным рассказом о самом обыкновенном предмете – листе бумаги; активизировать речь словами: «береста, «пергамент»; развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее).
Февраль
1. Опыт с металлом и пластмассой.
Цель: упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.
2. Жидкое – твердое.
Цель: формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.
3. Путешествие в прошлое самолета.
Цель: научить понимать назначение и функции самолета; закрепить умение выделять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и определять материал и его признаки. Подвести к пониманию того, что человек создает самолеты для облегчения жизнедеятельности; развивать ретроспективный взгляд на самолет (ориентироваться в прошлом).
4. Путешествие в прошлое пылесоса.
Цель: побуждать детей к пониманию того, что человек создал многообразие форм предметов, чтобы ими было легче пользоваться. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением, назначением и материалом. Вспомнить предметы, которые ранее заменяли пылесос.
Март
1. Посуда для Федоры.
Цель: обобщить и систематизировать знания о материалах; научить устанавливать причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды.
2. Магниты (часть 1) Мы – фокусники!
Цель: систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы. Найти предметы, взаимодействующие с магнитами; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
3. Магниты (часть 2) Магнитные силы.
Цель: выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
4. Мир бумаги.
Цель: знакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнивать их качественные характеристики и свойства. Развивать представления, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Апрель
1. Теневой театр.
Цель: подвести детей к пониманию того, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
2. Вращающаяся Земля.
Цель: познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
3. Коллекционер бумаги.
Цель: расширять представления о разных видах бумаги и ее качествах. Совершенствовать умения определять предмет по признакам материалов.
4. Как увидеть и услышать электричество?
Цель: формировать представления о причине возникновения электричества. Прививать способности к преобразованию.
Май
1. Земля – наша кормилица.
Цель: дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы; показать взаимосвязь живого на земле.
2. Растения, как живые организмы.
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Развивать способности к преобразованию.
3. Вершки - корешки.
Цель: выяснить, что раньше появляется из семени.
4. Жизнь растений.
Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Продолжать знакомить детей с циклами развития растения.
Используемая литература:
1. В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»
2. Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
3. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» Игры-занятия для дошкольников.
4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
5. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.
6. Е. Е. Крашенинников «Развитие познавательных способностей дошкольников».
7. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
8. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».