Екатерина Слесарева
Консльтация для педагогов ДОУ «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников.
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать».
Ж. Руссо
Публикация «Консльтация для педагогов ДОУ „Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности – как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых.
В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу и ролевые действия стереотипные. Объединение мальчиков для игр основано на интересе к игровому содержанию, замыслам партнеров по игре и ролевые действия разнообразные. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек, но как и мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики – и наоборот!
Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Сюжетно-ролевая игра дошкольника – способ познания мира, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, принцесса и т. д.). В игре происходит воспитание ребенка как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки: девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, мальчики - шумные, наполненные движением игры.
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. И конечно, игра – важное условие для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, приобретает гендерную направленность.
Интерес к гендерному воспитанию поддерживается созданием в групповом помещении детского сада предметно-развивающей среды. Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик.
Подбору оборудования и материала для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль на занятиях по развитию речи отводится чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них присутствуют эпизоды, которые дети переносят в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). Рассказы девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помогают осознать их значимость в семье. Рассматривание с детьми иллюстрации, картины. Всё это способствует расширению кругозора детей, а в последствии, обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований.
В частности, воспитатель :
• понимает специфические задачи игры;
• осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;
• избегает позиции учителя, предпочитая позицию «играющего тренера», не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;
• ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;
• организует сюжетно-ролевую игру в небольших разнополовых группах (два-три ребёнка, со временем увеличивая число детей;
• знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.
Степень усвоения ребенком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.
Используемая литература:
1. Аспекты гендерного воспитания / Доронова Т. Н. // Обруч 2009г.
2. Гендерный подход в воспитании личности / Авт. -сост. Л. В. Астапович. Мн. : Красико –Принт, 2011- 128с.
3. Гендерное образованте : Учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2011- 386с.
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. / Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. –2-е изд., испр. - М. :ГНМО и Д, 2000.-90 с.
5. Щетинина А. М. / Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - М. – ТЦ «Сфера», 2010.