Людмила Остроушко
Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ № 9
В младшей группе у детей уже были сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Поэтому перед нами стояла задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.
Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом мы учитывали игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. В совместной с детьми игре мы показывали, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Мы всячески поощряли детей, которые вводили в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогало четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели использовался строительный материал, готовые детали игрушек. При этом мы учитывали то, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относилось к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
В процессе формирования навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры мы использовали психотерапевтические функции игры. В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как психотерапевтического средства нами основывалось на следующих положениях:
1) теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру;
2) Д. Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;
3) разработанных в теоретической концепции В. Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений.
Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
В процессе игровой коррекции нами использовались специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам.
На занятиях детям был предложен большой выбор сюжетно-ролевых игр :
специальные игры-драматизации;
игры, снимающие барьеры в общении;
игры, направленные на развитие операций.
Многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении решались самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка была средством повышения самооценки, для другого - оказывала тонизирующий эффект, для третьего - являлась уроком коллективных отношений.
Общие принципы игровой коррекции были следующие:
а) безоговорочная симпатия к ребенку;
6) минимальное количество ограничений;
в) активность самого ребенка.
Коррекционный этап проводился в форме игровой терапии. Длительность одного игрового занятия составляла 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводились 2 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий; 11-е и 12-е занятия - совместно с родителями и воспитателями.
В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первое направление (2 занятия) включало объединение детей в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).
Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.
Второе направление (7 занятий) осуществляло основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собирались диагностические данные, касающиеся прихологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяли нам дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.
Мы в своей работе использовали игровые (с принятием ролей, правил и т. д., а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т. п.).
В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры.
Третье направление (3 занятия) включали в себя закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Использовались разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения.
Основные игры этого направления - развлекательные, обучающие и контрольные. В целях закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводялись с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учились понимать и распознавать трудности в общении у ребенка.
Примерный план игротерапии с детьми
1 этап. 1 занятие: Кукла Петрушка приглашает играть. Знакомство с участниками игры с помощью куклодраматизации: лисичка, петушок, кот, заяц. Дети рассказывают куклам и участникам игры о своих игрушках, любимых занятиях, о любимых сказках. Игра "Кошки-мышки" на объединение участников. Игра в оркестр. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофон, гармошка, детское пианино, бубен. Танцы с куклами, хоровод.
2 занятие: Предметная игра с игрушками - овощами и фруктами. Беседа о любимых овощах и фруктах (дома, в детском саду и т. д.). Игра "Съедобное-несъедобное". Подвижная игра "Паровоз". Игра "Кто так работает?" (на совершенствование невербальных навыков общения). Игра " Море волнуется, раз!" (на раскрытие творческих возможностей каждого ребенка).
2 ЭТАП. 3 занятие: Игра-драматизация с Котом (познакомить Кота с ребятами). Игра "Ласковое имя" (на развитие умения входить в контакт). Этюд "Котенок" (мимика, пантомимика). Этюд "Дракончики" (мимика, пантомимика). Этюд "Страх" (мимика). Театрализованная игра "Кот, петух и лиса" (последняя часть сказки). Игра-лабиринт "Лисичкина нора". Песня про котят (хоровое пение).
4 занятие: Этюд " Пеппи Длинныйчулок" (мимика). Этюд "Очень худой ребенок " (пантомимика). Игра "Кто пришел?" (идентификация эмоций). Этюд "Эгоист". Беседа "Кого зовут эгоистом?" Модель желательного поведения в этюде "Эгоист". "Минута шалости". Игра "Групповой рисунок". Игра "Кто за кем?'' (наблюдательность). Комплекс "Колокола" (саморасслабление).
5 занятие: Игра "Приятные слова". Игра подвижная "Иголочка и ниточка". Чтение русской народной сказки "Небылица". Игра "Покажем сказку". Игра "Маленький скульптор" (мимика, пантомимика). "Дракон кусает свой хвост" (подвижная игра). Этюд на расслабление "Все спят".
6 занятие: Этюд "Робкий ребенок". Этюд "Смелый ребенок". Беседа "Кто чего или кого боится". Рисование своего страха. Игра "В темной норе" (снятие страха темноты). Игра "Запомни свою позу" (память). Этюд "Неваляшка" (релаксация, чувство группы).
7 занятие: Этюд на сострадание "Зайку бросила хозяйка". Этюд "Веселые котята" (на веселое настроение). Игра "Цветик-семицветик" (на цветовое восприятие, внимание). Рисование на тему: "Чего или кого я уже не боюсь" (закрепление). Игра "Разговор по телефону" (для развития умения вести диалог). Упражнение "Как говорят части тела?"
8 занятие: Сочинение всеми детьми совместно с ведущим "общей волшебной истории, небылицы". Инсценировка "обшей волшебной истории". Игра "Слепец и поводырь". Этюд "Что слышно?" Игра "Оркестр" (на развитие внимания к партнеру по общению). Комплекс "На волшебном острове" (саморасслабление).
9 занятие: Этюд "Злой ребенок" (мимика). Этюд "Упрямый мальчик" (мимика). Беседа об упрямстве. Игра "Ну и ну!" (на развитие нравственных качеств личности). Этюд "Вежливый ребенок" ( пантомимика: используются куклы из театра, вспоминаются "волшебные слова"). Рисование пальцами на тему: "Веселое настроение" ( материал: тушь, зубная паста, большой длинный лист бумаги).
10 занятие: Театрализованная игра "Два жадных медвежонка". Этюд "Жадный" (мимика, пантомимика). Беседа о жадности. Модель желательного поведения в этюде "Жадный". Игра "Салочки-выручалочки" (на развитие нравственных качеств). Игра "Зеркало" (на умение согласовывать действия с группой).
3 ЭТАП. 11 занятие: Игра "Кошки-мышки". Игра "Передача чувств". Игра "Вредное колечко" (на сопоставление положительных и отрицательных черт характера). В игре используется этюд "Тише", "Провинившийся", "Хорошее настроение" (мимика, пантомимика). Игра "Тише едешь, дальше будешь, стоп! " (на развитие волевых качеств). Соревновательная игра "Совместный рисунок в волшебном экране". Игра-тест "Угадай, что скажу".
12 занятие: Игра "Летает - не летает" (на объединение, развлечение). Игра "Лисонька, где ты" (подвижная игра с правилами на развитие волевых качеств). Ролевая игра "Василиса Прекрасная". Обсуждение роли каждого участника игры (каждый делится своими впечатлениями и получает обратную связь от всех участников игры). Соревновательные игры на собирание фигур из частей. Танцы с детьми. Награждение детей "медалью" с памятными рисунками, подписями всех участников игровой терапии.
На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии использовался бубен, а для психологической разгрузки детей "Минутка шалости".
В процессе игровой терапии с детьми особенности поведения детей, их эмоциональные реакции, включенность в игры, отношения с другими детьми, отношение к занятиям, а также все возникающие и проявляющиеся проблемы ребенка фиксировались в протоколах. На каждого ребенка заводилась папка-скоросшиватель для протоколов, результатов тестов, рисунков и других записей психолога.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Проведенная коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
1. Одного лишь совершенствования игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.
Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.
2. Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Особенно важна ранняя диагностики таких конфликтных отношений.
3. При конфликте в операциях блокируется существенная для младших дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная ''изоляция" от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие этих детей в экспериментальных игровых упражнениях.
4. Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует деловые взаимоотношения этих детей со сверстниками, расширяет сферу игрового общения.
Игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников.