Татьяна Макеева
Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование сюжетно-ролевой игры, как средства воспитания дошкольников»
Существенные изменения в связи с введением ФГОС и переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные перемены в содержании и построении образовательной деятельности. Изменился взгляд и на выпускника детского сада, успешно освоившего образовательную программу.
Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д. И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют " профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений» и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению приходят исследователи детской игры.
Практика показывает: сюжетно-ролевые игры дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном отражает героев современных мультфильмов. Дома дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, родители занимают детей компьютерами, планшетами телевизором. Таким образом, у современных детей игровые действия недостаточно развернуты, иногда сопровождаются речью, но с ней не взаимосвязаны. Игра, как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия (например, кормление). Игровое сосредоточение недостаточное : начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.
Большинство дошкольников (65 %) не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляют неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.
Актуальность в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры, как особой культуры жизни ребенка дошкольника. В современной культуре детства положение игры становиться все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН «О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено правом стремительно размываются.
Игрой называют все (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т. п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15лет, играми в первую очередь, конечно компьютерными захвачены подростки и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру. Таким образом, наблюдаются изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.
Если говорить о современных детях, дети в наши дни, либо совсем не играют, либо играют слишком мало.
Актуальность вопроса определяется еще и тем, что значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.
Также актуальность проекта обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков общения у детей. К сожалению, ребенок при общении в детском саду использует копию типичной для большинства (как правило, однодетных) семей модели неконструктивного поведения, индикатором которого является раздражительность, неуступчивость, агрессивность. Ребенка в такой семье не учат дружить, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается негативная реакция со стороны детей и на просьбы взрослого: капризы, немотивированные требования, плаксивость.
Поэтому, актуальность работы подтверждается следующими положениями:
1. Игра и общение дошкольников очень тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей, а организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть,
мы способствуем развитию их общения
2. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельностью ребенка.
3. Родители должны по чаще играть со своими детьми дома в сюжетные игры, а не в компьютерные.
Новизна - заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, стать партнером, помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и развития детей, показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем образовательном процессе.
В проекте представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).
Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования- в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.
Цель реализации исследования : Формирование игровых и социальных компетенций у младших дошкольников через развитие сюжетно - ролевой игры.
Задачи:
- Развивать умения развертывать игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.
- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
- Стимулировать самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.
- Побуждать к игровому общению со сверстниками, вступать в ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.
- Формировать собственную позицию ребенка.
- Развивать навыки социального партнерства: дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками, уступать, доброжелательно относиться друг к другу.
Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.
Принципы работы по использоввнию сюжетно-ролевых игр :
• Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры
• Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей
• Принцип творческого обучения и воспитания
• Принцип доступности
• Принцип личностной ориентации
• Принцип интеграции
• Принцип систематичности
• Принцип практической применимости
• Принцип динамичности и гибкого зонирования
• Принцип индивидуального подхода к детям
• Принцип педагогической поддержки.
• Принцип родительской поддержки
Методы работы:
• изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
• наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
• использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;
• диагностика развития детей;
• включение сюжетных игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
• анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.
Условия реализации работы:
• обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
• правильное определение главной цели сюжетной игры;
• необходимость сохранять положительно - эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
• использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения.
Вывод: Проведенная мною работа показала большую эффективность во всестороннем развитии дошкольников. Игры такого рода игры очень нравятся детям. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников проекта в игровую деятельность детей. Результатом такого социального партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким уровнем игровых компетенций, формирование собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.
В проекте использовались педагогические наблюдения, соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей, как на начальном этапе так и в конце, а так же выявить результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.
В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире людей и их взаимоотношениях, мире животных и т. д.
Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но после бесед и индивидуальных консультаций родители согласились поучаствовать в семинаре-практикуме по теме «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру». После этого семинара родители с удовольствием стали помогать организовать оснащение игровой зоны (шили дома одежду для кукол при этом играя, в сюжетно-ролевую игру «Ателье», изготавливали атрибуты для игр и игрушки – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки). У родителей появилось желание самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
Список литературы.
1. Л. Ф. Островская «Игрушки и пособия для детского сада».
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2012г.
3. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.
4. Аникиева Н. П. «Воспитание игрой». М., Просвещение, 1007г.
5. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.
6. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду».
7. БодалеваА. А., Спиваковский А. С. «Популярная психология для родителей». М., 1998г.
8. Эльконин Д. Б. «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.