Елена Юдина
Тематический план «Природа просит доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Мероприятие Используемые средства Тема мероприятия Цель мероприятия Кол-во
Выставка 1 .Экологическая среда
а) картины, изображающие лесной
пейзаж.
2. Игра экол. содержания. Лес
глазами художников Познакомить детей с лесным пейзажем. Закрепить знания о разнообразии леса. Формировать эстетическое наслаждение от красоты природы. 1
Тренинг 1. Экологическая среда:
а) модели деревьев;
Публикация «Тематический план „Природа просит доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
б) технические средства. Лесной балет Воспитывать сочувствие животным, идентифицируясь с ними. 4
Выставка. 1. Экологическая среда.
Наглядные: а)картины, б)фотографии, в) журналы.
2. Труд в природе на улице. Кто
заботите я о лесе. Показать картины и фотографии о том, как люди лесники заботятся о лесе, и его обитателях. Воспитывать бережное отношение к природе. 1
Экол. задача 1. Экологически предметная среда:
(фланелеграф,
2. Игра экол. Содержания. Кто, где живёт. Закрепить знания детей о месте обитания животных. 1
Акция 1. Экологическая,
информационная среда
(технические средства).
2. Продуктивная деятельность
(рисование). Защитим лес от пожара. Познакомить детей с плакатом, как особым видом цветного рисунка, который призывает к добрым делам, или соблюдению правил поведения. Воспитывать желание защищать природу. 1
Экол. 1. Экологическая информационная
среда (модели фланелеграфа).
2. Игровая обучающая ситуация. В лес пришёл человек. Что
будет? Показать положительную и отрицательную роль человека в природе. 2
Тренинг 1. Предметная экологическая среда.
а) модели птиц,
б) технические средства (запись
птичьих голосов). Птичьи танцы. Воспитывать сочувствие к птицам, развивать воображение. 4
Акция 1. Экологическая среда.
2. Коллективный труд в природе. Используемый инвентарь, грабли,
носилки ведра, метёлки. Зелёный патруль. Привлечь детей к уборке территории участка детского сада. 1
Комплексное занятие 1. Экологическая развивающая среда.
а) наглядные пособия (репродукции картин)
б) модели птиц, животных (фланелеграф)
в) крупные модели деревьев,
г) художественная литература о природе.
2. Игровая обучающая ситуация.
3. Продуктивная деятельность. Лес - наше богат-ство. Закрепить знания детей о лесе: о растительности, о животных, о насекомых, о правилах поведения человека в природе. 1
Акция 1. Экологическая среда. Наглядные
пособия (фотографии огородных
участков).
2. Труд в уголке природы.
3. Продуктивная деятельность
(моделирование заборчика, деревьев). Пришла весна – сеять пора. Привлечь детей к созданию «Огорода на окне». 1
Приложение 2
АКЦИЯ «ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ».
Цель. Воспитывать желание детей участвовать в создании чистоты на участке детского сада.
Воспитатель.
Ребята, сегодня объявляется день добрых дел!
Нам с вами, к празднику 1 МАЯ нужно навести порядок на участке детского сада. Я предлагаю назвать нашу команду «Зелёный патруль». Кто желает участвовать?
Все дети проявили желание участвовать в акции.
Аня Н.
Я буду скрести граблями, можно я буду с Настей скрести, я умею. Я возле дома, тоже с мамой мусор собирала.
Денис М.
А мы с Димой возьмём носилки. А куда мусор нести?
Марина М.
А что мне делать? Можно я буду девочкам помогать? Нет, я лучше возьму метёлку, буду дорожки подметать. Дима, давай с тобой будем подметать!
Дима.
Я тоже хочу носилки. Ай, ладно (берёт метёлку).
Распределив инвентарь, дети вместе с взрослыми начинают уборку территории.
Через 15 минут.
Настя.
Смотрите, смотрите, как мы тут прибрались. А зачем нужно деревья белить? А другие дети будут прибираться?
Марина, положив метёлку.
Я буду руками ветки собирать. О, видите, я из них метлу сделаю. Мальчики, идите сюда, у меня уже куча большая Денис, дай я понесу носилки, я тоже хочу их поносить.
Дима.
Нам надо вон туда ещё идти, там у Насти мусор накопился.
Настя.
А мы всё. Посмотрите, как мы с девочками всё убрали. Можно нам теперь поиграть?
Воспитатель.
Давайте поможем остальным детям закончить уборку, и все пойдём играть.
Дети, оказав помощь сверстникам, получают положительную оценку и благодарность за активность, трудолюбие, хорошо выполненную работу, за помощь другим детям.
Приложение 3
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
В ЛЕС ПРИШЁЛ ЧЕЛОВЕК. ЧТО БУДЕТ?
Цель: показать положительную и отрицательную роль человека в природе.
Воспитывать негативное отношение к отрицательным поступкам детей в природе.
Дети сидят полукругом, перед ними фланелеграф и стол, на котором расположены плоские модели человека, животных, птиц, насекомых, деревьев, кустов, ручья.
На фланелеграфе воспитатель моделирует ситуацию, сопутствующую появлению человека как положительную, так и отрицательную.
Человек может убрать сучья, расчистить родник, подкормить диких животных. Но может оставить после себя мусор, не затушить костёр, срубить деревья и поломать кусты, и оборвать все цветы.
Воспитатель.
Ребята, если человек, расчистит родник, покажите что будет?
Дима Ч.
Тогда из него можно пить. (Выставляет животных, будет травка лучше расти.
Воспитатель.
А если будет травка, кто там может поселиться?
Дети.
Всякие жуки, муравьи.
Аня.
Ещё будут птички прилетать пить.
Денис.
Они ещё будут на букашек охотиться.
Обсудив последствия отрицательных ситуаций поведения человека в природе, воспитатель предлагает поиграть в игру «Смелые пожарные». Для этого воспитатель приглашает ребёнка «артиста» сыграть роль хулигана, который лежит на поляне, слушает громкую музыку, бросает фантики, далее собирается разжигать костёр. Затем, мальчик кричит: «Ой, спасите! Пожар. Сейчас сгорю!».
Дети, взяв ведёрки, должны преодолев препятствия «потушить» костёр и спасти мальчика, и игрушечных зверей, спрятанных за деревьями-моделями. В конце игры воспитатель хвалит артиста за хорошо выполненную роль, говорит о том, что на самом деле он хороший мальчик, он ни когда не принесёт вреда природе.
Приложение 4
«МАЙ - ДЛЯ ЦВЕТОВ РАЙ!»
Задачи:
1. Обратить внимание детей на характерные признаки наступившей весны (расцвели первоцветы, есть условия роста и развития растений: светит яркое солнце, оттаяла земля, много влаги.).
2. На примере одуванчика выяснить следующее: где он произрастает, каково его строение, как получает питание, рассмотреть листья.
3. Формировать у детей элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
4. Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы, учить правильно относиться к ее дарам.
5. Усвоить «Правила друзей природы».
Предварительная работа.
Чтение: Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»; Э. Шим «Солнечная картина»; Н. Павлова «Под кустом» (сказка). Фольклорная школа: приметы, поговорки, пословицы, заклички, загадки о весне. Стихи: А. Плещеев «Весна»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; З. Александрова «Салют весне»; И. Беляков «Подснежник проснулся»; Л. Аким «Апрель»; В. Степанов «Чудеса», «Летающий цветок».
Ход экскурсии
Педагог. Дети, посмотрите на этот замечательный луг и определите, какое сейчас время года.
Дети. Весна.
Педагог. По каким приметам вы это определили?
Дети. Яркое голубое небо, ярко светит и греет солнце.
Педагог. Молодцы! А еще? Оглянитесь, прислушайтесь.
Дети. От яркого солнца земля оттаяла, много луж, журчат ручьи, громко щебечут птицы - вестники весны, много влаги.
Педагог. А самая главная примета на этом лугу?
Дети. Появились первые проталины.
Педагог. В каких местах появились проталины?
Дети. Па пригорочках, па бугорочках.
Педагог. А почему?
Дети. Там сильнее греет солнце, снег тает быстрее.
Педагог. Давайте почитаем стихотворение А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи, Чиста небесная лазурь,
В окно повеяло весною. Теплей и ярче солнце стало,
Засвищут скоро соловьи, Пора метелей злых и бурь
И лес оденется листвою! Опять надолго миновала.
Педагог. Посмотрите на проталинки. Чем они привлекают ваше внимание?
Дети. Па них появились зеленые пучки первой травки.
Педагог. Правильно, молодцы! А что еще пестреет?
Дети. Цветы - первоцветы.
Педагог. Какие?
Дети. Мать-и-мачеха, медуница, чистяк.
Педагог. А почему их называют первоцветы?
Дети. Это первые весенние цветы.
Педагог. Как только солнце пригреет бугорок, растает снег, на пригорке будет достаточно влаги, первоцветы и появятся. А ведь еще холода, снег еще не везде растаял, а они цветут! Вспомните, какие еще первоцветы вы знаете.
Дети. Подснежники.
Педагог. Молодцы! А теперь прочитаем стихотворение И. Белякова «Подснежник проснулся» :
Веселый апрель улыбнулся, Запахло, повеяло прелью,
Запел, загалдел, заиграл, Чуть слышно подснежник твердил:
От шума подснежник проснулся - Спасибо, спасибо апрелю
И па проталинке встал. За то, что меня разбудил!
Педагог. Лети, апрель делает с природой чудеса : посмотрите кругом, какая красота! Пестрые, яркие цветы, а к ним прилетают гости, притом желанные гости - опылители. Шмели, пчелы. А зачем, вы думаете, они летают, вьются над цветами? Дети. Чтобы взять нектар.
Педагог. Правильно, шмели и пчелы собирают нежный, волшебный нектар. Давайте понаблюдаем! Вот пчелка села на медуницу. А для чего?
Рассказ педагога. Медуница — цветок пестрый, издалека привлекает внимание шмелей, пчел. Медуница - цветок благородный: щедро угощает шмелей-помощников душистым нектаром, которого очень много в глубине венчиков. Так что свое название медуница вполне заслужила! Дарящая мед!
Педагог. А вот смотрите: шмель приземлился на желтый глазок мать-и-мачехи. Для чего? (Ответы детей).
Педагог. Правильно, чтобы собрать нектар. В цветках мать-и-мачехи для пчел и шмелей накрыт прекрасный стол, причем в то время, когда других цветущих растений еще нет. Обратите внимание на окраску цветов. Какая она? (Яркая, пестрая.) А для чего такая яркость?
Дети. Чтобы привлечь внимание насекомых.
Педагог. И людей радует красота и запах цветов. Чем пахнет подснежник?
Дети. Весной, солнцем, журчанием ручейка.
Педагог. А чем пахнет медуница?
Дети. Медом, весной.
Педагог. Смотрите, чистяк как будто улыбается нам. А чем он пахнет?
Дети. Чистотой, родниковой водой.
Педагог. Поэт Р. Гамзатов написал про цветы:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головой
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они головками кивают.
Дети ходят по лугу, рассматривают растения, слушают музыку цветов (аудиозапись).
Педагог. Дети, а цветы могут петь?
Дети. Могут!
Педагог. Они поют гимн Весне.
Педагог читает стихотворение «Салют Весне» 3. Александровой.
Ударил гром двенадцать раз Приказ - черемухе цвести,
И замер в стороне. Крапиве быть не злой,
Природа отдала приказ Дождю дорожки подмести
Салютовать весне. Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу - выйти из-за туч
И веселее греть!
Педагог. Какого цвета медуница?
Дети. Яркая, разноцветная: красная, фиолетовая, синяя.
Педагог. А хохлатка?
Дети. У нее сиреневые цветки.
Педагог. Шмели и пчелки помогают первоцветам размножаться. Каким образом?
Дети. Опылением. Они разносят пыльцу на своих лапках.
Педагог. Молодцы! Правильно. Дети, посмотрите, кроме шмелей, пчел, кто прилетел на весенний луг?
Дети. Бабочки.
Педагог. Каких мы видим здесь бабочек?
Дети. Лимонница, адмирал, капустница.
Педагог. Это первые весенние бабочки. Они рады теплым лучам солнца, первым ярким цветам. Давайте послушаем жужжание шмелей, пчел. Посмотрим на полет бабочек. (Пауза)
Педагог. Дети, мы с вами видим первые цветы, шмелей, пчел, бабочек. Светит яркое солнце, тает снег, поют птицы. Это ВЕСНА! Давайте рассмотрим один из первоцветов. (Педагог выкапывает лопаткой мать-и-мачеху, показывает детям.)
Педагог. Как он называется?
Дети. Мать-и-мачеха-Педагог. У этого растения два лица: весеннее и летнее. «Весеннее лицо» - желтые соцветия на недлинных стебельках. Ее озорные желтые огоньки словно предупреждают, как желтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зеленый свет зазеленеют луга, леса. Эти желтые огоньки называют цветками, в каждом - множество крошечных цветочков, собранных вместе. (Деты рассматривают.)
На стебельке у этого растения растут буроватые чешуйки. Листья - второе, «летнее лицо» мать-и-мачехи. Они появляются, когда закончится цветение. Листья круглые, гладкие. Сверху зеленые, жесткие. Снизу покрыты мягким войлоком, беловатые, как будто теплые. За эту особенность растение получило свое имя: верхняя сторона листьев
«мачеха», нижняя - «добрая мать».
Педагог. Дети, я хочу вам напомнить, что Природа нам щедро дарит красоту. А красоту надо любить и ценить. Первоцветы прекрасны. Их не надо рвать: смотрите на них, любуйтесь. Ведь многие из этих растений занесены в Красную книгу (например, медуница). Во всем мире принято правило - взять из природы растение можно только тогда, когда нашел четырнадцать подобных! Бери не более трех растений одного вида, и твой букет всегда будет самым изящным и красивым. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляйте их, пожалуйста, Природе!
Приложение 5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
«ВОДА - ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО».
Образовательные задачи: обобщить знания детей о свойствах воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, агрегатное состояние (жидкая, твердая, газообразная).
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить знания о правилах поведения в экосистемах.
Воспитательные задачи: развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение напарника. Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие задачи: активизация и обогащение словаря детей существи-тельными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Развивать логическое мышление.
Предварительная работа: наблюдение за облаками, дождем, снегопадом. Чтение художественных произведений о воде, прослушивание музыкальных произведений, чтение познавательной литературы, интересных фактов о воде в жизни человека. Проведение дидактических игр: «Путешествие капельки», «Круги на воде», разгадывание загадок, кроссвордов о воде, проведение элементарных опытов.
Ход занятия:
1 часть:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу! И птицам! Доброе утро улыбчивым лицам.
Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы подумайте и ответьте о чем она'?
На свете нет ее сильней
На свете нет ее буйней.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
О чем эта загадка? (О воде).
Сегодня к нам в гости придет удивительная гостья
Без которой не будет моря, Океана и реки, даже лужицы, в которой Бултыхаются щенки.
Появляется капелька (под музыку, в руках у нее голубая лента).
Капелька: Здравствуйте, детишки!
Весь мир в себе я отражаю Хоть росточком маленька, Дождинкой, снегом пролетаю, Зовут меня все (капелька).
Воспитатель: Надоело капельки сидеть в облаках и тучках, спустилась она на землю для того, чтобы показать нам чудесный мир воды.
Хотите увидеть эти чудеса? Капелька приглашает нас в свою страну Водолиндию. (дети проходят к своим столам и усаживаются на места, в это время звучит музыка).
Воспитатель: Это и есть страна - Водолиндия. Жители этой страны капельки. У них есть королева, и она написала нам письмо, давайте его прочитаем.
«Дорогие дети!
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никуда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход.
По горным вершинам,
По широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь :
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!»
Королева предлагает нам получше приглядеться к воде, а я хочу поговорить с вами о ее свойствах.
Опыт 1:
Возьмите стакан с водой. Медленно перелейте воду из стакана в тарелку. Что происходит с водой? (ответы детей - вода переливается, растекается, выливается, льется).
Вот первое свойство воды — это жидкость.
Посмотрите, ребята, у вас на столах лежат игрушки. Возьмите игрушку в руку, потрогайте ее. Игрушка - твердая, она имеет форму. А имеет ли форму вода? Сейчас мы это узнаем.
Опыт 2:
Перелейте воду из банки в стакан. Какую форму приобрела вода? (форму стакана). А если мы перельем воду в кувшин? (форму кувшина). И т. д. Вот второе свойство воды: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму другого сосуда.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а имеет ли вода запах. (Ответы детей).
Сейчас мы в этом убедимся. Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее.
Имеет ли вода запах?
Это еще одно свойство воды - она не имеет запаха.
Опыт 3:
У вас на столе лежат игрушки. Возьмите их и отпустите одну в стакан с молоком, а другую - в стакан с водой.
- Видна ли игрушка в стакане с молоком? Почему? (Потому, что молоко белое, оно не прозрачное)
- А в стакане с водой вы видите игрушку? (Да)
- Почему? (Потому, что вода прозрачна
Прозрачность - это еще одно свойство воды.
Вносится чайник с кипятком. Воспитатель открывает крышку
- Как вы считаете, что в чайнике (кипящая вода, кипяток)
- А почему вы думаете, что там кипящая вода? (Потому, что идет пар). Воспитатель: вода при кипении испаряется, а если будет долго кипеть, то испариться совсем.
- Что случится, если я поставлю воду в холодильник? (она замерзнет)
- Да, она замерзнет и превратится в лед.
Посмотрите, в какую льдинку превратилась вода в холодильнике. А сейчас мы с этой льдинкой поиграем.
Игра (дети встают в круг и передают льдинку из рук в руки)
Льдинку быстро передай, и растаять ей не дай,
Льдинка тает, тает, тает и водою вытекает.
Что случилось с нашей льдинкой? (она растаяла и превратилась в воду).
Ребята, а сейчас мы с вами перечислим все свойства воды:
1 ребенок - вода - это жидкость;
2 ребенок - вода не имеет формы;
3 ребенок - вода замерзает;
4 ребенок — вода испаряется;
5 ребенок - вода прозрачна.
Молодцы, ребята, вы много знаете о воде.
2 часть:
Воспитатель: Посмотрите на глобус
- Скажите, ребята, а чего на земле больше воды или суши?
- А нужна ли вода?
- Кому она нужна? А ответить на этот вопрос вы можете с помощью биологических часов.
Дети выходят по одному, берут картинку с изображением живых существ и вывешивают на панно.
Воспитатель: Да, ребята, вода нужна всем: и растениям, и животным, и людям. - А зачем вода нужна людям? (ответы детей).
Вода нужна всем и всем она нужна чистая. У меня есть рыбка (в банке с водой находится игрушечная рыбка, посмотрите, как она плавает и резвится в чистой воде. Воспитатель выливает в банку с рыбкой краску
- Что произошло?
- Как вы думаете, уютно ли сейчас рыбке в воде? (нет)
- А почему вы так думаете? (ответы детей).
Правильно, ребята, рыбке очень плохо, рыбка может даже умереть, погибнуть в грязной воде.
- А кто еще из живущих в водоеме может погибнуть в грязной воде?
Дети на фланелеграфе выстраивают экологические цепочки.
Воспитатель: неповторимая случится беда, если люди не будут беречь природу. У вас на столе лежат природоохранные знаки, расскажите нам о них. (Дети по одному выходят и называют природоохранный знак).
Взрослые и дети!
Вы за все в ответе.
Берегите воду, (поднимают знаки, охраняемые водоемы)
Как и всю природу (поднимают остальные знаки).
Только чистая вода
Будет другом нам всегда.