Марина Трушкина
Конспект ОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей разновозрастной дошкольной группе (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс «Работаем по Стандарту» Номинация 4: «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ)»
Конспект ОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей разновозрастной дошкольной группе компенсирующей направленности (ОНР).
Воспитатель: Трушкина М. А.
Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.
Публикация «Конспект ОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей разновозрастной дошкольной группе (ОНР)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи:
-развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, определения;
-развивать мышление путём формирования умений обобщать, классифицировать, выделять лишнее;
-упражнять в подборе прилагательных и существительных уменьшительно-ласкательной формы;
-расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх.
Развивающие задачи :
-развивать связную речь;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-упражнять в координации речи с движениями.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к образовательной деятельности;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
-воспитывать нравственные качества: ответственность, дружбу, смелость, сочувствие.
Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева «Цветик- семицветик», пересказ, словесные игры, рисование, рассматривание иллюстраций к произведению.
Оборудование: изображение «цветик- семицветик», семь конвертов с заданиями, мольберт, предметные картинки, игрушки.
Форма проведения: игра (подгруппа)
I. Организационный момент (мотивация)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки?
Тогда отгадайте мою загадку.
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток,
Полетишь на восток,
И на север, и на юг,
И вернётся к нам он в круг.
Ты желанья загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Дети: Цветик -семицветик.
Воспитатель: Как у Жени оказался цветик -семицветик?
Дети: Жене цветок дала бабушка.
Воспитатель: Где бабушка взяла цветок, как вы думаете (ответы детей)
Воспитатель: В волшебной стране есть фея. Она выращивает волшебные цветы, которые исполняют желания. и она нам подарила один такой цветок.
Воспитатель открывает мольберт. На нём цветик-семицветик с белыми лепестками.
Воспитатель: Ой, что-то с ним случилось. Ребята, посмотрите письмо, давайте прочитаем его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея цветов, из сказочной страны. Я хотела вам подарить цветик - семицветик, но злая колдунья заколдовала его, забрав у него все цвета на его прекрасных лепесточках. Поэтому он не может исполнять желания. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий колдуньи. Она спрятала задания в разные конверты.
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Выполнить задания.
Воспитатель: Зачем мы будем выполнять задания?
Дети: Чтобы расколдовать цветок.
Воспитатель: Посмотрим, все ли мы конверты на месте. сколько должно быть конвертов?
Считаем конверты и складываем их по порядку.
II. Основная часть.
Конверт №1. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Для того, чтобы расколдовать первый лепесток, нам нужно подобрать слова наоборот.
Большой - маленький
Злой -добрый
Грустный - весёлый
Длинный - короткий
Холодный - горячий
Тяжёлый - лёгкий
Воспитатель: Молодцы, первое задание злой колдуньи мы выполнили. теперь мы можем расколдовать первый лепесток.
Конверт №2. Игра «Ласковое слово».
Воспитатель: А второй лепесток мы сможем расколдовать, если назовём ласковым словом игрушки, которые колдунья спрятала в "волшебный мешок".
Птица - птичка
Кошка - кошечка
Белка - белочка
Курица - курочка
Заяц - зайчик
Лиса - лисичка
Ёж - ёжик
Кукла - куколка
Собака - собачка
Дети берут по одной игрушки из «волшебного мешка»и называют каждый свою игрушку ласково.
Воспитатель: Молодцы, игрушкам очень понравилось, как вы их назвали ласково, и они хотят остаться у нас в группе.
Воспитатель: Ещё одно задание злой колдуньи мы выполнили. Посмотрим, расколдовали мы второй лепесток?
Дети переворачивают второй лепесток.
Конверт №3. Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Чтобы расколдовать третий лепесток, злая колдунья приготовила задания для каждого из вас. А теперь внимание. Фея разложила картинки, а злая колдунья положила к ним четвёртую лишнюю. Давайте постараемся её найти.
На стол, каждый ребёнок, из конвертов выкладывает по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой.
Ряд картинок для игры.
1. Кубики, рубашка, брюки, пиджак.
2. Шапка,стол,шкаф,диван
3. Мяч,кукла,пижама,велосипед и т. д.
Воспитатель: Посмотрим, третий лепесток стал цветным? Молодцы! Мы ещё один лепесток расколдовали.
Конверт №4. Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, злая волшебница сомневается, что вы можете найти себе новых друзей. Поэтому в следующем задании мы постараемся их найти и расколдовать следующий лепесток.
Здравствуй друг!- вытягивают правую руку в сторону
Здравствуй друг!- вытягивают левую руку в сторону
Становись скорее в круг,- берутся за руки
Мы по кругу пойдём и друзей себе найдём- идут по кругу
Здравствуй зайка!- машут над головой правой рукой
Здравствуй ёж!- машут над головой левой рукой
До чего же день хорош!- поднимают обе
Воспитатель: Молодцы мы нашли новых друзей, и у нас получилось расколдовать лепесток.
Конверт №5. Задание «Пение гласных звуков»
Спеть на выдохе серию гласных АОУИ (с разной интонацией : сердито, ласково, радостно, грустно, удивленно).
Воспитатель: Ещё с одним заданием злой колдуньи мы справились. Посмотрим, лепесток стал цветным?
Конверт №6. Игра «Перепутанные загадки».
Воспитатель: А шестой лепесток мы сможем расколдовать, если отгадаем необычные загадки злой колдуньи. Будьте внимательны, не ошибитесь.
Дети садятся на стулья.
В чаще голову задрав,
воет с голоду. жираф (волк)
Кто в машине (малине) знает толк,
Косолапый бурый. волк (медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать. муравей (свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая. лисица (белка)
Быстрее всех от страха несётся. черепаха (заяц)
В теплой лужице своей
Громко квакал. Бармалей (лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает. корова (обезьяна)
Конверт №7. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
Воспитатель: Злая колдунья хочет, чтобы мы сделали с вами необычную гимнастику для язычка и щечек.
1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка – Трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга.
4.«Часики». Язык из одного уголка рта переходит к другому, словно маятник часов.
Воспитатель: Молодцы, все задания злой колдуньи выполнили. Посмотрим, лепесток мы расколдовали? Он стал цветным?
Волшебные слова из сказки.
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по – нашему вели!
Воспитатель: Вели, чтобы все были.
Дети: Здоровые, счастливые, весёлые, добрые, умные, красивые, любимые, ласковые, нежные.
III. Заключительная часть-рефлексия
Воспитатель: Вот и расколдовали мы с вами цветик- семицветик. Молодцы ребята, вы самые умные, внимательные, сообразительные.
Чьи задания мы выполняли?
Дети: Злой колдуньи.
Воспитатель: Зачем мы их выполняли?
Дети: Чтобы расколдовать цветок.
Воспитатель: Какое задание было самым сложным? Какое интересным?
Ответы детей. До свидания!
Приложение.
Упражнения при заикании у детей.
Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия. Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки.
Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии
Игры и упражнения для лечения заикания у детей.
Дыхательные упражнения - очень важны при лечении заикания,
поскольку они дают опору для новой здоровой и плавной речи ребенка.
Важно учить малыша дышать глубоко, «животом». Легче всего этот способ освоить в положении лежа. Уложите ребенка на спину на ровную поверхность, положите ему на живот резиновую игрушку или книгу. Предложите сделать вдох носом, при этом живот надувается и игрушка поднимается вверх, словно кораблик на волне. Затем – выдох через сомкнутые губы: пффффф. Выдох долгий и плавный, живот при этом сдувается, и игрушка опускается вниз. Потом небольшая пауза, и все начинается сначала. Когда ребенок освоит этот способ дыхания, выполняйте с ним такие дыхательные циклы 3-4 раза подряд. И тренируйте глубокое дыхание и в положении сидя и стоя.
Помимо воспитания глубокого дыхания у детей при лечении заикания, важно развивать длительный ротовой выдох. Здесь пригодятся различные игрушки на «поддувание» : вертушки, воздухобол, мыльные пузыри и другие. Полезно задувать пламя свечи (обязательно под присмотром взрослого, дуть в воду через соломинку и пускать «булики».
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать».
Время: 0,5-1 мин.
Возраст: от 3 лет.
1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сделай паузу и сосчитай до 5.
5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Голосовые упражнения– помогают сделать голос сильным, интонированным.
1. «Мяч» (бить воображаемым мячом об пол, пропевая слог МО, об стену – МЭ, об потолок – МИ, и снова об стену и об пол).
2. «Колокола» (большие колокола звонят БОМ – поем низким голосом, средние БЭМ – пропеваем обычным тоном голоса, маленькие – БИМ – высоким голосом, и снова средним и низким).
3. Усиление и ослабление голоса (петь поочередно гласные звуки А, Э, О, У, Ы на одном дыхании – тихо, громче, еще громче, а потом все тише и тише).
4. Петь на выдохе серию гласных АОУИ (с разной интонацией : сердито, ласково, радостно, грустно, удивленно).
Артикуляционная гимнастика– позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата, а значит делает речь четкой и красивой.
1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка – Трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга.
4.«Часики». Язык из одного уголка рта переходит к другому, словно маятник часов.
5. «Лошадка фыркает.» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
6. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
7. Надуть и втянуть щеки.
8. Рот закрыт. Ударять кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит изо рта с силой и шумом.
9. «Орешки.» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
10. «Почистим зубы». Рот открыт. Погладить языком за нижними зубами, за верхними зубами.
11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
12. «Вкусное варенье». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
13. Для мягкого неба:
- открыть рот, покашливать. (4-6 раз)
- открыть рот, позевать (4-6 раз)
Гимнастику можно выполнять перед зеркалом, можно под музыку. Упражнения можно осваивать постепенно, делать несколько движений для губ, несколько для языка и неба. Общая продолжительность гимнастики может быть 3-4 минуты.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пропевание слогов, слов, стихов на заданные ритмы.
Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряженно, а потом вслед за вами (отраженно) такие ритмы:
///
// ///
// // ///
Число палочек соответствует числу хлопков, расстояние между палочками означает паузу.
Можно «отхлопывать» и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, НАшаТАняГРОмкоПЛАчетУроНИла вРЕчкуМЯчик.
Рекомендуется в качестве речевого материала использовать хорошо знакомые детские стихотворения, написанные стихотворным размером хорей. Это стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка», С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», считалка «Аты-баты, шли солдаты». Многие стихи К. Чуковского, русские народные потешки, колыбельные песни написаны этим размером.
Нейропсихологические упражнения
Обучение (в том числе и коррекционное) есть процесс созидательный, а не исправительный. Необходимо понять и преодолеть все то, что мешает ребенку жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением (Ж. М. Глозман, 2016 г.)
В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:
1. развитие внимания;
2. дыхательные упражнения;
3. общий двигательный репертуар;
4. игры с мячом;
5. растяжки;
6. глазодвигательный репертуар;
7. базовые сенсомоторные взаимодействия;
8. базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
9. мелкая моторика.
Эффективны упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.
Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.
Упражнения:
• Упражнения на развитие переключаемости внимания.
Взять любой текст, например, ненужный прошлогодний учебник. Задание для ребенка – обведи все буквы К в кружочек, а все буквы О зачеркни крестиком. Задача ребенка максимально быстро и правильно проработать эту страницу. важно, чтобы ребенок сконцентрировано полноценно несколько минут этим занимался.
Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.
• Сминаем двумя руками одновременно два листочка бумаги, а потом разглаживаем их. Упражнение выполняется навесу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее делать это упражнение. Это упражнение направлено на развитие внимания у ребенка.
• Сложить руки в замок и крутить большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую сторону. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы. Это упражнение достаточно простое и помогает ребенку отдохнуть и восстановить уровень внимания.
• Упражнение «Ребро – кулак – ладонь». Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.
• Упражнение «Кулачок». Дыхательное упражнение. Вдох – максимально сильно сжимаем кулаки, выдох – разжимаем.
• Рисование двумя руками «Треугольники, круги». За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники.
• «Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
• Упражнение «Лиса и заяц». Показываем пальчиками разных рук лису и зайчика, но показать нужно так, чтобы лиса и заяц не встречались.
• Упражнение «Цветочки». Кисти рук – цветочки (сложены бутончиком, пальцы – лепесточки. Лепесточки раскрываются в определенной последовательности. На правой руке – средний и безымянный палец, на левой – указательный и мизинец. Далее меняются положения пальцев.
• Глазодвигательное упражнение «Восьмерки». Выполнять сначала левой рукой (активизируем правое полушарие, потом правой (активизируем левое полушарие, потом двумя руками одновременно (синхронизируем работу обоих полушарий).
Упражнения, по мере усвоения, необходимо усложнять – делать максимально быстро, выполнять через хлопок, выполнять с закрытыми глазами (чтобы отключить зрительный контроль).