Наталья Владимировна Рожкова
Консультация для родителей «Зависть среди детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Зависть среди детей
1. Ключевое слово и определение.
Зависть - примитивная межличностная реакция, которая выражается в том, что человек «зеленеет от зависти», «кривится», став свидетелем чьего-либо очевидного или воображаемого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, поскольку ему представляется совершенно бесспорным, что в действительности успеха достоин он, а не кто – либо другой. В развитой степени зависть выражается в злорадстве.
Публикация «Консультация для родителей „Зависть среди детей“» размещена в разделах
Вопросы форума. В чем проявляется детская зависть? Каковы ее причины и последствия? Можно ли предупредить ее возникновение или исправить?
Мнение родителей. Зависть – это естественная реакция. Ребенку хочется того, чего у него нет: игрушек, сладостей, подарков, а может быть внимания и любви. Однако нам, как родителям, хочется считать это проявлением жадности ил ревности – в этом легче признаться самому себе как родителю, чем согласиться с тем, что твое дитя завидует.
Мнение специалистов. Согласно мнению Иоанна Лествичника, зависть рождается от человеческой гордости. Зависть у детей. Чаще выражается в желании иметь или присвоить себе то, что принадлежит другим, и недовольстве по поводу того, что этого не происходит, в ябедничестве и злорадстве, если оно достигает поставленной ребенком цели. «Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего, напротив, радость и удовольствие при его злополучии. У взрослых людей зависть становится более глобальной и приобретает характер негативных переживаний человека по поводу реального или мнимого благополучия других людей – «в глазах зависти всякий успех есть преступление» (П. Бауст).
П. Проблемная ситуация
Моему внуку 4,5 года. Мальчик одаренный (математические способности). Интеллигентная семья. Но мы не знаем, как справиться с ним. Он дожжен везде быть лучшим, первым. Если кто-то в чем-то опережает его - на лице у Никиты будет написано страдание. И тут же появляется гримаса отвращения (далее следует какая-нибудь саркастическая фраза, сводящая «на нет» все достоинства и успехи соперника).Может быть, в этом мы виноваты сами: в семье частенько говорила о том, насколько он талантлив и не скрывали от него своей гордости за его успехи. Только вот оно чем оборачивается сейчас. Что нам делать?
Анализ ситуации. Вы описываете ребенка с обостренным самолюбием, требующим подтверждения превосходства над другими для того, чтобы чувствовать себя комфортно. К сожалению, он настолько привык к превосходной оценке себя, что без нее не мыслит существования. К этому его приучили родные и близкие люди – вы это правильно заметили. Поздно сейчас что не нужно было сравнивать о том, его с другими. Важнее понять. насколько вы сделали его зависимыми от оценки окружающих. Ему теперь кажется, что положительные оценки других, это украденные у него внимание и любовь окружающих. И он уничтожает эти оценки – пока на словах, пользуясь сарказмом как оружием. Он учится ненавидеть тех, кому завидует.
Варианты решения. Сначала научите играть в «поддавки» - проигрывать, приучите искать у себя ошибки и исправлять их – хвалите не за математические способности, а за это. Посмотрите вместе фильм «Поллианна» по одноименному роману Л. Портер и попробуйте сыграть в ее игру, осваивайте приемы: «Да. (какой-то неприятный для него факт, но…» или «даже если, то …». При этом старайтесь пресекать злорадство («Это не по правилам»).
Упреждающие меры. Пощаще старайтесь вызывать в ребенке чувство жалости и сострадания, желание помочь другим. Это важно для социального развития ребенка с высоким уровнем интеллекта. Предлагайте ему коллективные игры, требующие реализации духа соревнования, который живет в нем, но при условии работы в паре или в команде. Подчеркивайте коллективный успех. Пусть он почувствует ответственность за него и научится радоваться достижениям других.
МАДОУ ЦРР – детский сад
Педагог-психолог Рожкова Н. В.
Источник: «Энциклопедия педагогических ситуаций»,под редакцией Н. В. Микляевой.