Муслима Иманова
Конспект открытого занятия «Конфликты в нашей жизни» на конкурс среди педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
НА ТЕМУ:
Составила:
Педагог-психолог Иманова М. Е.
Цель: формирование навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Конфликты в нашей жизни“ на конкурс среди педагогов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
познакомить педагогов с понятиями “ конфликт” и “ конфликтная ситуация”,
познакомить педагогов с видами конфликтных ситуаций;
применить навыки конструктивного разрешения конфликтов;
сформировать способность принимать решение сообща, прислушиваться к мнению других.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультфильм «Простоквашино», презентация.
Метод: дискуссионный.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Приветствие.
Психолог: дорогие педагоги, я рада тому, что мы вновь встретились и имеем возможность пообщаться.
Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в неприятные ситуации. Чтобы начать наше занятие, я хочу зачитать эпиграф:
Те, кто не может варить суп, заваривают кашу. В. Домиль
Тема нашего занятия : «Конфликты в нашей жизни»
Обсуждение эпиграфа.
Вопросы дня беседы:
• Какое отношение имеет данное высказывание к теме нашего занятия?
• в чём заключается смысл этого высказывания?
• приходилось ли вам “заваривать кашу?
• делали ли вы что-то такое, что потом еле-еле распутывали?
• приходилось ли вам привлекать к разрешению конфликтной ситуации взрослых?
• попадали ли вы в трудное положение, из которого не могли найти выхода?
• была ли ситуация, когда “заваривали кашу” вы, а исправлять пришлось другим?
ВЫВОД:
– те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации;
– кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других;
– если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
1. Вводная часть
Что такое конфликт?
Педагогам предлагается подобрать синонимы с которыми ассоциируется у них данное понятие.
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
– Ссора, драка, размолвка, недопонимание, нежелание понять, отстаивание своего права, разногласие, страх, враждебность, ненависть, столкновение, противоречие, агрессия, проблема, нападение, отстаивание, трудность, недружелюбие, сложная ситуация.
2. Основная часть.
1) Знакомство с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация». Слайд1
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
А можно ли жить без конфликтов? (Ответы педагогов)
Высказывание Ф. Энгельса
«Жизнь…есть существующее в самих вещах и процессах, беспрерывно само себя порождающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть».
2) Виды конфликтов.
1. Внутренний конфликт или внутриличностный. Слайд 2
Его можно назвать – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
2. Межличностный конфликт. Слайд 3
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Другой и очень распространенный – неуправляемый конфликт. Слайд 4 На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки.
Есть еще разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
3. Межгрупповой конфликт. Слайд5
4. Политический конфликт. Слайд6
Упражнение 1. Демонстрации ситуации конфликта
Оборудование: 2 мольберта с чистыми листами.
К доске выходят 2 педагога
Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Педагоги начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т. д. Затем психолог дает возможность уч-педагогам закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Педагоги после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии педагогов : плохо объяснили, не поняли и т. д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы педагогов)
Центр Семья – это пространство, где каждый день встречаются десятки людей - детей. Немудрено, что в их совместной деятельности возникают конфликтные ситуации.
Упражнение №2 «Шесть шагов для разрешения конфликта»
Цель: обучить навыку разрешения конфликтной ситуации с учетом мнений всех конфликтующих сторон.
Психолог: Большинство конфликтов можно разрешить мирным путем. Сейчас я хочу предложить вашему вниманию схему разрешения конфликта «Шесть шагов для разрешения конфликта».
Далее вместе с педагогами рассматриваются этапы разрешения конфликта.
Затем участникам предлагается отрывок из мультфильма Простоквашино. Они должны будут разрешить конфликт, используя предложенную схему.
Варианты выполнения упражнения. Рассматривать конфликты можно в одной группе или разделить участников на несколько групп.
Шесть шагов для разрешения конфликта (схема)
Шаг 1: Что привело к конфликту?
Чего я так хочу, что это привело к конфликту?
Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?
Шаг 2: Из-за чего возник конфликт?
Нам хочется одного и того же или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?
Шаг 3: Могу ли я придумать решение, в ходе которого мы оба получим то, чего хотим?
Сколько таких решений я могу придумать; мы можем придумать вместе; нам могут подсказать другие люди?
Шаг 4: Какое из этих решений самое лучшее?
К чему приведет каждое из предлагаемых решений?
Шаг 5: Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих?
С каким из них мы оба согласимся? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?
Будем ли мы придерживаться этого решения?
Шаг 6: С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?
Для примера давайте разберем конфликт из повести-сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот» (мультфильм «Простоквашино»).
А через некоторое время домой Матроскин является и корову на верёвочке ведёт. Он её напрокат взял в сельском бюро обслуживания. Ну просто профессор с рогами! Только очков не хватает. И кот тоже заважничал.
– Это, – говорит, – моя корова. Я её Муркой назову в честь бабушки. Вон она какая красивая! Последняя была. Никто её брать не хотел. А я взял: очень она мне понравилась. А если ещё больше понравится, я её насовсем куплю. Так можно делать.
Достал он косу и пошёл сено на зиму запасать. А корова к окну подошла. На окне занавесочки были. Она взяла и все занавесочки съела. И все цветы, которые в горшках стояли. Пё с увидел и говорит:
– Ты что это делаешь? Ты что это цветы ешь и занавески? Может, ты больная или как? Может, тебе температуру смерить? Градусник поставить?
Корова смотрит на него так, будто всё поняла, а потом как всунется в окно, как вытащит из дома новую скатерть – и давай жевать! Шарик даже в обморок упал от удивления. Потом вскочил из обморока и за другой конец скатерти ухватился. Не даёт корове жевать. Он к себе тянет, а корова – к себе. И никто из них рта раскрыть не может, чтобы скатерть не потерять.
А тут дядя Фёдор идёт из магазина с покупками. Коту он матроску купил, а Шарику – ошейник с медалями.
– Что это вы за игру затеяли с новой скатертью? – кричит. – Тоже мне Клуб весёлых и находчивых!
А они молчат. Только на него глаза таращат. Тут он увидел, что все цветы на окне поедены и занавесок нет, и всё понял. Вынул он ремень из брюк да как хлестнёт глупую корову! А корова, видно, балованная была. Она на дядю Фёдора с рогами. Он – бежать. Но брюки у него без ремня были, он в них и запутался. Вот-вот корова бодать начнёт.
Пёс корову за хвост схватил – не даёт бодать дядю Фёдора. А тут кот идёт.
– Что это вы с моей коровой делаете? Я её не для того брал, чтобы вы её за хвост тянули. Нашли развлечение!
Но дядя Фёдор всё коту объяснил. И занавесочки показал объеденные. А пёс корову за хвост держит – мало ли что!
– Ты свою корову на цепь посади, – говорит дядя Фёдор.
Кот упирается:
– Это же не собака, чтобы на цепи сидеть. Коровы, они просто так гуляют.
– Так это нормальные коровы! – кричит Шарик. – А твоя корова психическая! – И хвост коровий выпустил.
Корова как побежит, да прямо на кота! Бедный кот еле увернулся. Влез он на крышу и говорит:
– Согласен! Согласен! Пусть она на цепи сидит, раз она такая дурочка!
Упражнение №4 «Плюсы и минусы»
Цель: проанализировать представления о конфликте; рассмотреть разные точки зрения на одну и ту же ситуацию.
Участники по очереди (по кругу) предлагается закончить предложения – «конфликт – это хорошо, потому что….». Следующий участник должен продолжить предыдущее высказывание, но с противоположным объяснением «конфликт – это плохо, потому что….».
Таким образом, проходит несколько кругов, после чего проводится обсуждение.
Обсуждение:
- Трудно ли было выполнять задание?
- Что помогало выполнять задание?
- Изменилось ли Ваше отношение к конфликту после выполнения упражнения?
Комментарий. В процессе обсуждения необходимо прийти к тому, что существуют разные точки зрения на конфликт, которые зависят от того, под каким углом на него смотреть.
Упражнение №5 «Игра в снежки»
Цель: снятие телесного напряжения, завершение занятия на позитивном эмоциональном фоне.
Участники делятся на две команды и встают в два ряда друг напротив друга. Рядом разложены листы бумаги, из которой участники будут делать «снежки» (комкать данные листы бумаги). Дается инструкция кидать друг в друга «снежки». На чьей половине окажется меньше «снежков», та команда победила.
Заключительная часть.
В заключении психолог спрашивает у участников, что было самым интересным и познавательным на занятии (участники высказываются по кругу).