Антонина Григорьева
Конфликты. Пути их разрешения
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты. Пути их разрешения.
(Тренинговое занятие из цикла «Профилактика синдрома профессионального выгорания»)
Подготовила педагог-психолог
МАДОУ «Мальвина» А. Г. Григорьева.
Задачи занятия: Дать теоретические знания; обучить способам конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
Продолжительность: 30-40 минут. Количество человек в группе: 10-20.
Публикация «Конфликты, Пути их разрешения» размещена в разделах
Необходимые материалы и оборудование: бейджи с именами участников, листы бумаги, ручки, оборудование для проведения мультимедийной презентации.
Ход занятия:
1. Знакомство, приветствие
Участникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной буквы имени. Далее участники приветствуют друг друга: участники передвигаются по залу, по хлопку ведущего они здороваются рукопожатием, на два хлопка плечами, на три – спинами и т. д.
2. Разминка «Встреча на мосту»
Двое участников становятся на проведённой на полу линии лицом друг к другу. Расстояние между ними около трёх метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идёте навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Тот, кто поставит ногу за её пределами, упадёт в воду. Постарайтесь разойтись по мостику так, чтобы не упасть».Пары участников подбираются случайным образом.
Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Что помогало, а что мешало при выполнении?
Теоретический блок
2. «Что такое конфликт?»
Цель: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.
Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Типы конфликтов : а) по числу участников (внутриличностные, межличностные, социальные); б) по причинам (экономические, политические, этнические, культурные и религиозные, профессиональные).
На данном этапе участникам можно задать следующие вопросы для размышления и обсуждения: а) можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? б) Конфликт - это хорошо или плохо?
Конфликты – это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт – это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.
Задание: участникам предлагается разделиться на две группы. Одна группа пишет положительные стороны конфликта, другая – отрицательные. На обсуждение даётся 5-7 минут. Далее озвучивание результатов.
Практическая часть
3. Упражнение «Гвалт»
Цель: Развитие умения выделять необходимую информацию.
Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга, после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача - на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнёром, выделяя его голос на фоне остальных. (Упражнение демонстрирует эффект избирательности восприятия в процессе общения. Ведь конфликты (особенно в работе педагога ДОО) зачастую происходят в присутствии других людей (и зачастую в присутствии детей). Отвлекаясь на посторонний шум, человек не всегда чётко улавливает то, что ему хотели сказать.
4. Упражнение “Алфавит эмоций”.
Это у нас групповая работа. Сядьте удобнее, чтобы могли видеть и слышать друг друга.
Нужно записать названия эмоций и чувств в конфликте в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв) :
А – М -
Б – Н -
В – О -
Г – П -
Д – Р -
Е - ехидство С -
Ж - Т - тревога
З - У – удивление, уверенность
И - Ч -
К - кичливость Х -
Л - любование Я - ярость
5. Упражнение “Рисунок вдвоем”.
Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт, можно вести себя иначе. Как?
Обратная связь
Узнали ли вы в ходе занятия новую информацию?
На ваш взгляд, пригодятся ли полученные знания?
Что вы чувствовали, выполняя упражнения?
Ваши пожелания на следующую встречу?
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ :
1. Нельзя обвинять друг друга. Ведь естественная реакция на обвинение (даже если оно справедливо) – агрессия.
2. Нельзя вспоминать прошлые ошибки. Вместо того, чтобы припоминать ошибки и обиды, лучше сконцентрировать внимание на том, как выйти из ситуации.
3. Нельзя перебивать. Перебивание всегда сильно раздражает. В итоге Ваш собоседник сконцентрируется на агрессии вместо собственных переживаний.
4. Нельзя высмеивать. Даже если чувства Вашей половины кажутся Вам странными, неприемлемыми или надуманными, демонстрируйте понимание. Иначе Ваш собеседник замкнётся, и не захочет делиться самым важным.
На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ :
1. Нельзя обвинять друг друга. Ведь естественная реакция на обвинение (даже если оно справедливо) – агрессия.
2. Нельзя вспоминать прошлые ошибки. Вместо того, чтобы припоминать ошибки и обиды, лучше сконцентрировать внимание на том, как выйти из ситуации.
3. Нельзя перебивать. Перебивание всегда сильно раздражает. В итоге Ваш собоседник сконцентрируется на агрессии вместо собственных переживаний.
4. Нельзя высмеивать. Даже если чувства Вашей половины кажутся Вам странными, неприемлемыми или надуманными, демонстрируйте понимание. Иначе Ваш собеседник замкнётся, и не захочет делиться самым важным.
На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ :
1. Нельзя обвинять друг друга. Ведь естественная реакция на обвинение (даже если оно справедливо) – агрессия.
2. Нельзя вспоминать прошлые ошибки. Вместо того, чтобы припоминать ошибки и обиды, лучше сконцентрировать внимание на том, как выйти из ситуации.
3. Нельзя перебивать. Перебивание всегда сильно раздражает. В итоге Ваш собоседник сконцентрируется на агрессии вместо собственных переживаний.
4. Нельзя высмеивать. Даже если чувства Вашей половины кажутся Вам странными, неприемлемыми или надуманными, демонстрируйте понимание. Иначе Ваш собеседник замкнётся, и не захочет делиться самым важным.
На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.