Ирина Антоненко
По пути экологического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:
Публикация «По пути экологического воспитания,» размещена в разделах
-формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
-расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
-развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
-бережного отношения к своему здоровью.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому на своих занятиях использую различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы ит. д.
Для реализации всего выше сказанного 8 лет назад мне пришла идея организовать экологическую комнату в детском саду.
Данный элемент среды создает неповторимую особую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в тоже время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность для ребят в этом помещении. Уже тот факт, что в эко. комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к НОД. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид эко. комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Хочу отметить, что данная комната способствует более быстрой адаптации вновь поступивших детей, которым нравится необычная обстановка.
Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за растениями.
Комната разделена на ряд функциональных зон.
Учебно-исследовательская зона. Эта зона хорошо освещена, под нее выделена часть комнаты у окон. Здесь расположен стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут лепить, рисовать, работать с дидактическими пособиями и т. д.
Мой опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не копирует школьный класс. Они расставлены по кругу, т. е. таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дети находятся только в тех случаях, когда выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности ребятам удобнее располагаться на ковре или пеньках ( например: чтение литературы, работа с «ящиком ощущений», игры.). В этой зоне проводятся опыты, для проведения которых использую бросовый материал.
Здесь же хранятся природные материалы, предназначенные для разных исследований: песок, глина, камни, семена растений. Имеются следующие коллекции:
1. Коллекция «летающих семян».
2. Коллекция соцветий.
3. Коллекция камней.
4. Коллекция ракушек.
5. Коллекция коры деревьев.
6. Коллекция песка, глины.
7. Коллекция мхов и лишайников.
Следующая зона-зона релаксации. Предназначена она прежде всего для отдыха, самостоятельных игр, выработки навыков ухода за растениями. Здесь имеются комнатные растения,пеньки разного размера, служащие в качестве стульев и стола.
Третья зона. Зона библиотеки. Она представляет собой уголок, в котором разнообразные книги энциклопедии для детей, периодические издания. Здесь же находятся куклы- сказочные персонажи, выставки творческих работ детей и родителей эко. содержания из бросового и природного материалов.
Данная комната способствует выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту.
Особое внимание заслуживает такой элемент развивающей предметной среды, как лаборатория. Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория- это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в ней предполагает превращение ребенка в ученого, который проводит опыты, эксперименты, наблюдения по разным темам.)
В качестве оборудования для проведения опытов используется бросовый материал.
Уважаемые коллеги! Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
Желаю творческих успехов!
Антоненко Ирина Валериевна 1 квалификационная категория
МБДОУ-Вадьковский детский сад, Погарского р-она, Брянской области.