Елена Кулик
Конфликт в педагогическом коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями, дома, на работе, в обществе.
Выделяются особо те ситуации, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты. Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику, его основной контингент — женщины, это оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении между коллегами, их причины возникновения:
Публикация «Конфликт в педагогическом коллективе» размещена в разделах
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
Как же избежать конфликтов или помочь решить их при помощи компромисса?Необходимо прогнозирование конфликтов в ДОУ, при этом следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе детского сада необходимо использовать следующие методы работы: разнообразные методики, тесты, тренинги,совместные мероприятия. Уместно и повышает результативность данной работы использование активных форм работы с коллективом (игры, упражнения и т. д.).