Наталья Чернова
Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы учителей-логопедов
Черновой Н. В., Федоровой Ю. А., Бигловой О.В.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. Работа логопеда условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и профилактический. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения. Продолжительность каждого этапа работы с ребёнком определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Логопедическое обследование призвано ответить на комплекс вопросов, тесно связанных между собой. Во-первых, имеет ли место речевое нарушение. Во-вторых, определить его самостоятельность или же место в структуре комплексного нарушения. В-третьих, установить его первичность или вторичность по отношению к другим компонентам нарушенного развития. В-четвертых, по результатам логопедического обследования должно быть вынесено речевое заключение и определены коррекционные цели и задачи, а также их иерархия и способы реализации.
Создание и грамотный подбор диагностического материала крайне актуальны в современном коррекционно-педагогическом процессе. Первое знакомство учителя-логопеда с ребенком начинается с диагностического обследования его речевого развития. Анализируя результаты обследования речи дошкольников в нашем ДОУ, мы выявили, что детей с речевыми нарушениями в группах большинство (по результатам мониторинга, проведенного в мае 2019 года, речь только 4 % детей старших групп соответствует речевой норме). Таким образом, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества детей-логопатов, а кроме этого сами речевые нарушения становятся серьезнее. Для удобства логопедической работы и для быстрого выявления детей с отклонениями в речевом развитии, мы, опираясь на опыт Т. А. Ахутиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой, Т. А. Фотековой, Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, Г. А. Волковой, И. А. Смирновой, А. А. Павловой и др., разработали свою концепцию диагностической работы, которая включает в себя речевую карту, красочную и анимированную презентацию по экспресс-диагностике и альбом по экспресс-диагностике речевого развития.
При разработке данных диагностических материалов учитывалось положение, сформулированное Л. С. Выготским: «Основные закономерности развития нормального ребёнка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являясь общими для обоих случаев».
В нашем корпусе детского сада три логопедические группы. В 2020-21 учебном году это старшая группы, которые посещают ребята 5 лет и две подготовительные логогруппы. Есть дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В нашем детском саду была разработана компактная речевая карта. Ее сильной стороной является небольшой объем, но при этом карта вмещает все основные разделы речевого развития детей. В дальнейшем, опираясь на данную речевую карту, мы создали презентацию «Экспересс-диагностика речевого развития детей старшей логопедической группы», речевой и картинный материал для которой был подобран с опорой на пособия В. С. Володиной, О. Б. Иншаковой, Коноваленко В. В., а также на фотографии и картинки, размещенные на интернет-ресурсах. Учитывая мировые тенденции внедрения ИКТ и дополнительные возможности, которые дает использование компьютерной техники и интернета, нами была разработана презентация «Экспресс-диагностика развития речи» для детей с ФФН.
Этой презентацией, как и речевой картой, пользуются специалисты Города Юбилейного для мониторинга речевого развития дошкольников в течение всего учебного года.
Она включает следующие разделы:
• Звукопроизношение;
• Звукослоговая структура;
• Фонематическое восприятие;
• Понимание значения слов;
• Лексико-грамматический строй речи, в т. ч. :
o Лексические обобщения;
o Выделение 4-го лишнего;
o Детеныши животных;
o Действия, близкие по значению;
o Приставочные глаголы;
o Словарь признаков;
o Подбор слов-антонимов;
o Образование множественного числа существительного;
o Образование уменьшительно-ласкательной формы;
o Образование относительных прилагательных;
o Образование притяжательных прилагательных;
o Согласование существительного с числительным;
o Употребление предлогов;
• Связная речь - рассказ по серии картинок.
Положительные стороны такой формы диагностики перед традиционными методами состоят в следующем:
• Обширный выбор наглядных изображений – Интернет позволяет быстро подобрать несколько вариантов красочных картинок для любого предмета и понятия;
• Мобильность и гибкость – у педагога есть возможность в любой момент отредактировать презентацию, заменив не понравившееся изображение другим, по своему выбору;
• Более интересная форма подачи материалов: исчезающие и появляющиеся, двигающиеся картинки, привнесение элемента игры в процессе диагностики.
Разумеется, предлагаемая презентация не является универсальной.
Регулярно применяя в своей работе эту презентацию, мы пришли к необходимости создания на ее основе диагностического альбома. Безусловным плюсом проведенной работы стало то, что каждый пункт речевой карты подкреплен картинным материалом как в презентации, так и в альбоме.