Ирина Шадрина
Концепция «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Концепция на тему :
«Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовил:
воспитатель
Шадрина Ирина Сергеевна
с. Перегрёбное 2014 г.
Актуальность выбранной темы:
«Истоки способностей и дарования детей -на кончиках пальцев.
Публикация «Концепция „Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Разработана программа дополнительного образования «Умелые ручки».
Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника. Создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Дать возможность реально самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных, т. п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Перед собой поставила следующие задачи:
1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
3. Сформировать умение изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
Гипотеза: процесс художественно-эстетического воспитания с использованием природного, бросового, нетрадиционного материала способствует формированию следующих качеств:
• эстетическое осознание прекрасного;
• художественный вкус;
• творческие способности.
Введение
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая, и другие.
Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства формировать устойчивые, содержательные, идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме" - отмечает в своей работе Е. М. Торшилова.
Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории художественно-эстетического воспитания существует несколько исходных положений:
1. чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
2. теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
3. необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям;
4. идейно – нравственное и художественное воспитание;
5. обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность;
6. развитие духовных и физических сущностных сил, и творческих умений.
По мнению Л. Н. Столовича, художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности, возникшие в поле общественно-личных взаимоотношений.
1. Познавательная деятельность - отражает объективную действительность, переданную через субъективное восприятие ребенка. Сюда входят познание межличностных и общественных отношений, познание исторических событий.
2. Преобразовательная деятельность - состоит в том, что в процессе творчества преобразуется природный материал (краски, формы, звуки и т. д., межличностные и общественные связи выражаются в сюжетно-композиционных отношениях, пространственно-временных формах.
3. Воспитательная деятельность - проявляется в социально-личностном плане. Художник своей преобразовательной деятельностью стремится воздействовать на тех, к кому обращается через свое произведение, и стремится донести до своих зрителей, слушателей, читателей определенные нравственные ценности, осуществляя таким образом воспитательную деятельность. Как правило, в своем творчестве ребенок прежде всего обращается к самым близким людям – к своим родителям и именно их внимание, их отклик он старается получить. Именно с ними, осознанно или неосознанно, он пытается говорить через свое маленькое произведение.
4. Оценочная деятельность - проявляется в отношении ребенка к действительности и в выражении этой действительности в произведении через призму своих личностных идеалов.
5. Коммуникативная деятельность – это общение ребенка с родителями или сверстниками, прямое или косвенное, через произведение искусства или с его помощью.
6. Игровая деятельность - характеризуется автокоммуникативной связью, т. е. движением между различными духовными способностями ребенка – его мыслями, чувствами, воображением.
Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразие и богатстве. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, проявляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, живописи, литературы.
Синтезируя виды деятельности детей, мы тем самым усиливаем воздействие на эмоциональную сферу ребенка, способствуем пониманию искусства ребенком, развитию его личности. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского творчества.
В своей работе с детьми по данной теме строила по тематическим принципам, что позволяет занятия варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Применяла такие методы и приемы обучения как:
1. Наглядные (показ, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
В процессе работы я изучила классификацию различного материала (для изготовления поделок) дидактических игр, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.
От проделанной мной работы, ожидаю следующие результаты:
- Повышение уровня конструктивных, познавательных, творческих и художественных способности.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Содержание работы строила на основе общих педагогических принципов:
Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность - на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность – формирование у дошкольников целостного представления об окружающем мире
Научность – достоверность информации.
Системность - доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности.
Преемственность – художественно-эстетическое развитие дошкольников продолжается в начальной школе.
В своей работе использую следующие инновационные методы:
• экспериментирование;
• моделирование;
• воссоздание;
• преобразование;
• конструирование.
При проведении НОД провожу интеграцию с необходимыми в той или иной степени образовательными областями. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным:
«Физическое развитие» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
«Социально- коммуникативное развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части художественно-эстетического развития, творчества.
«Речевое развитие» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественно- эстетическое развитие» Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие творческой деятельности детей.
например:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Умелые руки работы не боятся.
Такие задания не только знакомят ребенка с малым фольклором, но и настраивают ребенка на то, что прежде чем приступить к работе обдумай с чего стоит начинать; воспитывает интерес к данной работе.
В процессе проводимой работе по данной темы я также использовала разнообразные дидактические игры
Все дидактические игры я разделила на группы:
1. Игры с природным материалом (их можно подразделить, игры с крупой, игры с шишками, игры с листьями и т. д.)
2. Игры с бросовым материалом (игры с тканью, пуговицами, с бусами и т. д.)
3. Игры с бумагой.
4. Игры с нетрадиционным материалом
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провожу беседу по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекаю к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Также родители активно включились в нашу работу, увлеклись нашими делами.
Работа с ними ведётся по следующим направлениям. Проведены консультации: «Художественно - эстетическое воспитание детей в семье», «Ручной труд в помощь будущим школьникам», «Организация ручного труда дома». Мной была также организована беседа с родителями: «Как приобщить ребёнка к ручному труду». Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами из чего и как можно изготовить ту или иную поделку, игрушку, картину. Родители обращаются за советом и рекомендациями, как организовать ручной труд с ребенком, как привлечь и заинтересовать его.
Также детям предлагаются изготовить поделку из другого материала совместно с родителями.
Содержание деятельности в рамках программы по развитию творческих способностей детей
Работа с детьми
Проделанная мною работа по формированию у детей творческих способностей дала свои положительные результаты.
Педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду
(старшая группа)
№
п/п Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки
сформированы на стадии формирования
1 Узнай и назови вид материала и его свойства Природный. Бросовый, бумага, ткань, дерево, кожа, поролон, металл, пластмасса, береста, небольшие фрагменты Знает и называет не менее 7-8 видов материала и свойств Знает и называет не менее 5 видов материала и свойств
2 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса Природный, бросовый и вспомогательный материал Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее Делает работу с помощью взрослого или ребенка
3 Мелкая моторика рук Мелкие вспомогательные детали, мозаика Прочно скрепляет детали самостоятельно Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого
Педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду
(подготовительная к школе группа)
№
п/п Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки
сформированы на стадии формирования
1 Узнай и назови вид материала и его свойства Небольшие детали или фрагменты дерева, бумаги, кожи, металла, пластика, поролона, бересты, бросового и природного материалов Знает и называет не менее 8-10 видов материала и 5 свойств Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств
2 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса Природный, бросовый и вспомогательный материал Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее Делает работу с помощью взрослого или ребенка
3 Мелкая моторика рук Мелкие вспомогательные детали, мозаика Прочно скрепляет детали самостоятельно Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого
2013год 2014год
Благодаря совместной деятельности с родителями, проведя итоговую диагностику в конце года и сравнив результаты диагностики получила следующие результаты в начале 2013 учебного года высокий уровень составил 41%, средний 29%, низкий уровень 30%. К концу 2014 года высокий уровень составил 90%, средний 5%, низкий 5%. Результаты диагностики подтверждают мое предположение.
Улучшение показателей в группе обусловлено тем, что в работе использовался различный материал (природный, бросовый и т. д.) Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень творческих способностей у детей, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.
Выводы:
Моя робота по теме «Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» показала, что система работы по художественно-эстетическому развитию детей способствует повышению уровня конструктивного, познавательного, творческого и художественного. развития детей.
Успешность художественно-эстетической деятельности определилось увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности привёл к положительному результату.
В процессе художественной деятельности ребёнок получил широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Художественно-эстетическая деятельность
осуществлялась успешно при
- Тесной связь с искусством.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
- Создание эстетической развивающей среды.
Библиографический список
1. Гомозова Ю. Б., Калейдоскоп чудесных ремесел -Академия развития, Академия, К,1998
2. Горичева В. С., Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Гульянц Э. К, Что можно сделать из природного материала - Москва Просвещение,1984
4. Гусева И. В., .Игрушки из соленого теста - Издательский Дом Литера,2011г
5. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду -М. Совершенство. МИПКРО-Пресс. 1999.
6. Казанова Т. Г. Художественное развитие дошкольников. М., 2003 – 380 с.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, – М. : Академия, 2002. – 415 с.
8. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2009
9. Малышева Н. М. : Сказочные поделки - АСТ – ПРЕСС, 2001
10. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2009
11. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е. М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9, 57 с.
12. Творчество: Программа художественно – эстетического воспитания и развития детей в детском саду / А. И. Смоляр, П. П. Барынкин, В. П. Юрикова, Т. С. Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 2008.- 92с