Самира Аббасова
Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии дошкольников является коммуникативное развитие. Стандарт выделил его в отдельную образовательную область – «социально-коммуникативное развитие».
Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.
Публикация «Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Проблема развития коммуникативной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а также потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Робототехника - одно из самых передовых направлений науки и техники, образовательная робототехника - это новое междисциплинарное направление обучения детей, позволяющая вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества и повышения престижа инженерских профессий среди молодежи
Актуальность технологии робототехники значима в свете внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, так как является эффективным средством для коммуникативного развития дошкольников.
Проблема исследования: каковы возможности использования робототехники в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством использования робототехники.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством использования робототехники.
Сущность понятия «коммуникативные навыки». Особенности коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте
В нашем исследовании мы будем понимать «коммуникацию» - как процесс взаимопонимания и взаимодействия ребенка с партнерами доступными невербальными и вербальными средствами общения, с целью обмена информацией.
В психологии и психолингвистике коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора
Коммуникативное развитие дошкольников является одним из основных элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает непосредственное влияние не только на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.).
Смирнова Е. О. под коммуникативными навыками дошкольников понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также их способности правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Таким образом, в нашем исследовании под «коммуникативными навыками» мы будем понимать - овладение в процессе онтогенетического развития доступными невербальными и вербальными средствами общения ребенка с окружающими партнерами в определенной микро социальной среде, сформированными путем восприятия, импринтинга и многократного повторения, с целью свободного применения для взаимопонимания, взаимодействия и удовлетворения возникающих потребностей.
Особенности организации робототехники в ДОО
Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать собственные модели роботов, используя схемы или придумывая свои варианты. Это по силам уже детям 5 – 6 лет. А ребята постарше знакомятся с программированием: не просто собирают модель, но и создают для нее простейшую программу на персональном компьютере.
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
В детском саду используются разные виды конструкторов. LEGO EducationWeDO - позволяет детям от 5 лет собрать и запрограммировать простые модели LEGO через компьютерное приложение LEGO EducationWeDO 2.0., работая индивидуально, в парах или командами, дети собирают роботов. С помощью Bluetooth, планшета или персонального компьютера учатся управлять моделями, не имея никаких проводов. Конструкторы LEGOWeDo вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учат детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, побуждают интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Созданные роботы дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализации, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при исследовании окружающего мира. Дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играют, придумывают и воплощают свои идеи.
Возможности формирования коммуникативной активности с помощью робототехники связаны с идеей оживления неживого, что очень притягательно для детей. Важным при формировании коммуникативной активности с помощью робототехники является опора на экспериментирование, исследование и наблюдение. Ребенок ищет инженерную идею, развивает свою фантазию, провоцирует моделирование. Ребенок идет к решению и постановке инженерных задач через осмысление себя.