Ирина Тимофеева
Компоненты развивающей среды для поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
"Паровозик настроения", «Здравствуй, я пришел». Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. Ребенок – личность, член коллектива. Ребенок — аналитик, воспитатель – диагностик; родитель – участник ОП.
Фотографии детей на кабинках. «Визитная карточка» позволяет каждому ребенку чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. Заходя в группу, ребенок видит, что
Темочки:
его здесь ждут, ему рады. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП.
«Я молодец!» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения. Формирует стремление к проявлению большей инициативности, самостоятельности и творчества. Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик, родитель – созерцатель.
"Звезда дня" Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Цель формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты
«Доска выбора». Доска, на которой обозначены центры активности; количество детей в каждом
центре и место для обозначения собственного выбора детьми. Выбор ребенком вида деятельности (уголка, центра). Ребенок – инициатор; воспитатель – помощник.
«Дневнички деятельности». Тетрадки, в которых каждый ребенок после посещения уголка активности, делает оценку своей деятельности. Ребенок – аналитик, воспитатель – диагностик; родитель – участник ОП.
«Уголок именинника». Дает ребенку почувствовать уверенность в своих силах, повысить самооценку. Постоянное функционирование уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, с коробкой сюрпризов, именинной посудой и стулом, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор социальной ситуации.
Уголок «Мои интересы». Способствует взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель. Повышает самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе. Ребенок – создатель; воспитатель –организатор; родитель – соучастник.
«Островок сокровищ». Детское коллекционирование ( разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого. Ребенок –коллекционер; воспитатель –помощник; родитель – активный соучастник.
Мини-музеи. Развивают инициативу и самостоятельность при поиске экспонатов. Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта. Ребенок – создатель; воспитатель –организатор; родитель – соучастник.
Макеты. Развивают творчество и самостоятельность. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Ребенок –дизайнер; воспитатель консультант, родитель – помощник.
«Персональные выставки». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества. Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник.
Копилки работ в творческих видах деятельности. Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – созерцатель. Ребёнок чувствует свою значимость.
«Деловые хлопоты». Побуждает активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свою самостоятельность. Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет. Ребенок – активный участник, воспитатель- координатор, родитель – соучастник.
Портфолио воспитанников». Цель создания - признание индивидуальной неповторимости ребенка. Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства, личных достижений. Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник.
«Дерево желаний». Ребёнок, высказывая желание, самостоятельно определяет цели и способы его достижения. Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – соучастник.
«Панорама важных дел». Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей, служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил. Ребенок – участник и аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – участник ОП, аналитик.
Группа принадлежит детям, а значит, необходимо отразить их интересы, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Ребёнок – создатель, воспитатель – координатор и соучастник, родитель – созерцатель.
Рубрика «Я умею, я могу». Заполняется фото и записями со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. Так же используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах. Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – созерцатель. Ребенок – личность, член коллектива.
Семейные мастер-классы Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка. Ребенок – творец; воспитатель – организатор; родитель – активный участник.
Творческие мастерские. «Мастерим подарки сами». Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.) . Стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников. Ребёнок – активный участник, педагог – организатор, родитель – созерцатель.