мария корчагина
Комплексы психогимнастики для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс № 1.
1. Игра на развитие внимания «Слушай хлопки».
Цель: развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
2. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Противоположные движения».
Публикация «Комплексы психогимнастики для детей старшего возраста» размещена в разделах
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т. п.
3. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Винт».
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении. Этюд сопровождается музыкой н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).
Комплекс № 2.
1. Игра на развитие внимания «4 стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
2. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Стоп».
Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Ритмический этюд». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»
3. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Спать хочется».
Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе с взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает.
Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова наклонена вниз, руки опущены.
Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».
4. Игра, способствующая успокоению и организации «Смотри на руки».
Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша (Р. Паулс «Красные цветы») по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники повторяют их.
Комплекс №3.
1. Игра на развитие волевого внимания «Зеваки».
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
2. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Замри!»
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, полка останется только один играющий, который признается победителем.
3. Этюд на выразительность жеста «Заколдованный ребенок».
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.
Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.
4. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Пылесос и пылинки».
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Комплекс № 4.
1. Игра на развитие памяти «Запомни движение».
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
2. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Запрещенное движение».
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта повторяют движения для рук, которое показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещено. Тот, кто повторит запретное движение, выходит из игры.
3. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Фея сна».
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на детей : все спят, улыбается и тихонько уходит.
4. Игра, способствующая успокоению и организации «Кто за кем?»
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка.
Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти к выходу из зала (или на прежнее место в начале игры ведущий.
Комплекс №5.
1. Игра на развитие памяти «Запомни порядок».
Цель: развивать наблюдательность.
4 – 5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
2. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Скучно, скучно так сидеть»
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
3. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Факиры».
Дети садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслабленны, голова опущена (борода касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия, факиры отдыхают.
4. Этюд на выразительность жеста «Вот он какой!».
Ребенок без слов должен рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Комплекс № 6.
1. Игра на развитие памяти «Художник».
Цель: развивать наблюдательность.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
2. Подвижная игра «Реченька».
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на полу неширокую речку, подходит к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.
Игра сопровождается азербайджанским народным танцем в обработке С. Рустамова.
3. Этюд на выразительность жеста «Я не знаю!»
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
4. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Собака принюхивается».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его.
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Комплекс № 7.
1. Игра на развитие памяти «Тень».
Цель: развивать наблюдательность.
Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»).
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.
2. Подвижная игра «Сова».
Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».
3. Этюд на выразительность жеста «Игра в снежки».
Зима. Дети играют в снежки.
Этюд сопровождается музыкой Г. Струве «Веселая горка».
Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
4. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Раздумье».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его.
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».
Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Комплекс № 8.
1. Игра на развитие памяти «В магазине зеркал».
Цель: развивать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные повторяли в точности ее движения.
2. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Запретный номер».
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т. п.
3. Этюд на выразительность жеста «Дружная семья».
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой – вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
4. Этюд на выражение удовольствия и радости.
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом – у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком! (М. Танич)
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения: надуть щеки; улыбаться.
Комплекс № 9.
1. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Пожалуйста!»
1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». К то ошибется, выбывает из игры.
2-й вариант. Игра идет так же, как и в 1-м варианте, но только тот, кто ошибется выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать га одной ноге.
2. Этюд на выразительность жеста «Возьми и передай»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Встреча с другом».
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.
Выразительные движения: объятие, улыбка.
4. Этюд на выражение удовольствия и радости «Хорошее настроение».
Мама послала сына в магазин : «Купи печенье и конфеты, - сказала она. – Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения, походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.
Мимика: улыбка.
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».