Татьяна Кузнецова
Комплексы артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к артикуляционной гимнастике
1. Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения.
2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от 5 до 15)
3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
4. Проводится в игровой форме.
5. Используется наглядность.
6. Из предложенных упражнений, только одно - новое.
7. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т. к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.
Публикация «Комплексы артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
8. Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, либо упражнения выполняются перед зеркалом.
9. Нельзя говорить ребенку о неправильности выполнения упражнения, лучше покажите ребёнку его достижения, подбодрите.
Комплекс № 1
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Норма артикуляции свистящих звуков
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка.
• «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
• «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
• «Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
• «Улыбка-Трубочка» - чередование движений.
• «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживаем под счет до 10
• «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
• "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
• «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
• «Почистить верхние и нижние зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами (верхними и нижними).
• «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
• «Горка» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, широкий
• «Загнать мяч в ворота». Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками. Вдох через нос, плавный выдох – через рот. Выполняем упражнение – 5-7 раз.
Комплекс № 2
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков. Норма артикуляции шипящих звуков
- губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,
- язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх.
• "Заборчик". Верхние и нижние зубы обнажены, располагаются друг на друге. Губы растянуты в улыбке.
• "Трубочка". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»
• «Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
• "Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.
• "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
• "Почистить верхние зубы". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
• "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
• "Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
• "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
• "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.
Комплекс № 3
Артикуляционные упражнения для соноров (звуки [Р], [Р']). Норма артикуляции звуков [Р], [Р']
- губы раскрыты, нейтральны,
- зубы разомкнуты,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
• "Улыбка". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
• "Трубочка". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»
• "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
• "Футбол". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
• "Почистить верхние зубы". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
• "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
• "Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
• "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
• «Автомат». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
• «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».
• «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.
• «Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
• «Комар» - улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.
Комплекс № 4
Артикуляционные упражнения для соноров (звуки Л, Л). Норма артикуляции звуков Л, Л- губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,
- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,
- кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную смычку,
- боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух,
- корень языка поднят.
• "Улыбка". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
• «Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
• "Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.
• "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
• "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
• "Футбол". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
• "Почистить верхние зубы. "Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
• "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
• "Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
• "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
• "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
• «Ипдюк». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
• «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
• «Самолет гудит». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.