Екатерина Ильина
Комплексный психолого-педагогический подход к формированию нравственных ориентиров дружбы у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
к. пс. н. педагог-психолог Шувалова Е. В.,
учитель-дефектолог Ларина Л. Г.,
учитель-логопед Лобанова А. Д. ,
музыкальный руководитель Ксенофонтова Л. Б.
воспитатель Ильина Е. Ю.
ГБДОУ детского сада № 133 компенсирующего вида,
Выборгского района Санкт-Петербурга.
Комплексный психолого-педагогический подход формирования морально- нравственных ориентиров дружбы у детей с нарушением зрения.
Публикация «Комплексный психолого-педагогический подход к формированию нравственных ориентиров дружбы у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В условиях социокультурной и духовной ситуации массовое сознание и жизненные ценности, ориентиры, эталоны общества меняются. Наблюдается также и большие изменения в семьях и отношение к родителям к своим детям, часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки и внимания. Другая же часть родителей напротив очень активны и проявляют любовь к ребенку через деятельность, посещение множества кружков и обучающих программ. К сожалению, мало кто из них задумывается о приоритетах развития и воспитания в разные периоды детства. Многие из детей дезориентированы в ценностях и морально-нравственных ориентирах и воспитываются в условиях психологической депривации современной социокультурной среды. А недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же эта среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения. На дошкольника с нарушением зрения обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только деформировать развитие личности, но и создать условия ситуации невозможности ее успешного формирования. Под влиянием средств массовой информации современные дошкольники персонифицируют себя с разными персонажем и присваивая себе их ценности и часто нивелируя морально-нравственные ориентиры доброты, дружбы, заботы. Причинами таких изменений так же является изменение и искажение социальных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания.
На протяжении многих лет в нашем творческом педагогическом коллективе ГБДОУ133 проходят мероприятия по развитию у детей социально –эмоциональный интеллекта и формированию морально-нравственных эталоны дружбы, доброты, поддержки, взаимопомощи, формированию детской субкультурной среды. Педагоги Доу создают среду где усваиваются, адаптируются, копируются образцы поведения на сознательном, а чаще всего на бессознательном импритинговом уровне. И если в семье этот процесс чаще происходит стихийно, то в педагогическом процессе это продуманная запланированная работа и длительный проект. Так 2018 году дети вместе с Ойкой ходили в «школу вежливости». 2019 год был посвящен формированию ориентиров - доброты. А 2020 год продуманна и запланирована работа по поэтапному формированию ориентиров Дружбы. Привязанность –это базовая потребность поддержки, заботы, признания. Именно привязанность реализуется в любви и дружбе. С 2-3 лет возникает интерес и желание контакта с другими детьми, малыш играет рядом, но внимательно наблюдает за другим ребенком изучает его, делится игрушками. Читая сказки и просматривая мультфильмы, мы начинаем объяснять ребенку, что такое дружба. С 4 лет ребенок начинает мечтать о дружбе. Задает вопросы и получает новый опыт коммуникации в сюжетно ролевых играх и театральных переживаниях наблюдая и проигрывая сюжеты, когда герои нашли выход из сложной ситуации, потому что помогают друг другу. Когда ребенок становится старше 5-6 лет дружба основывается на общих интересах и сформированном желании придерживаться морально нравственных ориентиров, акцент на человеческих ценностях: как он ведет себя в той или иной ситуации. Ребенок получает опыт, что дружба должна быть взаимной и основываться на уважении и искреннем отношении друг к другу. Друзья умеют прощать ошибки и считаются с мнением друг друга. Дружба у старших дошкольников немного отличается. В детском саду ребята создают группки по следующим принципам: совместная игра; наведение чистоты в комнате или на детской площадке; общее интересы или занятие, которое нравится всем. Старшие дошкольники более придирчивы к друзьям. Они не назовут товарищем первого попавшегося человека. Они будут отбирать приятелей по личностным качествам, их словам и поступкам. По окончанию в подготовительной группы у ребенка формируются основные ориентиры дружбы.
Отечественные педагоги, дефектологи и психологи делают акцент на развитие нравственных качеств у детей, это отражено в работах: Л. Г. Выгодской, Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Е. Ф. Петрашак, Е. Ф. Рау и др. Опираясь на их исследования были выявлены ориентиры дружбы : наличие взаимных симпатий; эмоциональная окраска отношений (экспресивно-мимические проявления); доброжелательность в отношениях; наличие интереса к деятельности сверстника; стремление играть вместе; наличие сопереживания (эмпатии); наличие способности «приспосабливаться» друг к другу, умение проявить свою оригинальность и принять индивидуальность другого (толерантности); преобладание инициативных действий над ответными; умение инициировать и поддерживать коммуникацию (вне ситуативное общение); желание делится и умение радовать другого ребенка; умение решать конфликтные («сложные») ситуации мирным путем. Адаптируя на исследования, Эдгар Дейла на конусе обучения видно, какие формы и методы используются для формирования у детей морально нравственных ориентиров.
Конус обучения дошкольника с нарушением зрения (формы работы)
Все занятия проходят в атмосфере сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, решения коммуникативных задач, театрализации, перформанса, использование циклических вопросов в тематических беседах. Педагоги учат оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение, развивают социальный интелект. Показателем морально- нравственного развития детей дошкольного возраста являются нравственные ценностные ориентации, которые определяют выбор между; добром и злом; ленью и интересом; жадностью и щедростью; обидой и прощением; смелостью и страхом; радостью и грустью. Ребенок совершает такой выбор силу своего собственного понимания этой необходимости и анализа своего прожитого в занятиях опыта. Педагог помогает ребёнку устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками людей и осмысливать ценности, предотвращает и профилактизирует конфликты. Для этого взрослый в различных видах детской деятельности ориентирует ребенка на базовые ценности: «добро», «дружба», «семья», «любовь».
Календарный план работы мероприятий по формированию морально-нравственных ориентиров - дружбы у детей с нарушением зрения на 2020-2021 год.
Дошкольное учреждение часто является одним из источников воссоздания нравственно-культурной социальной среды, которая опирается на моральные ценности. Н. С. Александрова акцентирует внимание на том, что- «формирование нравственных культурных ценностей, правил поведения и общения не должно оставаться без внимания [2]. Эффективность работы зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения родителями и детьми. Социализируя детей в детском коллективе, педагоги помогают ребенку сформировать ориентиры дружбы со сверстниками. В детском саду у ребенка формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Дружба – очень важный аспект жизни ребенка. Дошкольники, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке. Именно в комплексном подходе происходит сбалансированное и экологичное развитие ребенка –дошкольника, где педагог адаптирует современные изменения среды, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Задачами педагогов являются самосовершенствование личности, развитие в детях способности видеть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмов, театральных героях не только хорошее, но также формировать навык анализа поведения другого, находить тактики и стратегии поведения в сложных коммуникативных задачах и ситуациях, ориентировать на созерцание доброго и положительного, на сочувствие и взаимопомощь.
Когда ребенок легко адаптируется если умеет дружить, ему комфортно в обществе. Это помогает быть успешным, заниматься. развивать способности, формируются коммуникационные навыки, опыт толерантности и саморегуляции, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно. Именно в дошкольном коллективе ребенок начинает формироваться сформироваться как социальная личность. важна правильная организация морально -нравственного развития ребенка с самого раннего детства, большая заслуга кото
Список использованной литературы
1. Буре Р. С., Воробьева М. В., Давидович В. Н. Дружные ребята : Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004;
2. Иванова Е. Л. Особенности нравственого развития детей дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
3. Лопатина А., Скребцова М. В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М. : ООО «Книжный Дом Локус», 2003. рой принадлежит грамотному участию взрослого.