Марина Владимировна Костылева
Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Тема нашего сегодняшнего педсовета:
«Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
2 слайд. Исходя из темы, необходимо выделить основные средства общения. К средствам общения относятся : СЛОВАРЬ, ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Публикация «Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
3 слайд. Рассмотрим все выделенные нами средства общения через образовательную область КОММУНИКАЦИЯ. «Коммуникация» – новая образовательная область, которая представлена в программе.
Современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
Все это подтверждает необходимость появления образовательной области «Коммуникация». Содержание образовательной области направленно на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
4 слайд.
1) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
3) Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
5 слайд.
Скоролупова, Федина разработчики ФГТ в образовательной области «Коммуникация», предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности. Модель образовательного процесса ДОУ представлена в виде таблицы. Данную модель мы специалисты рекомендуем вам использовать ее в процессе написания своих планов.
6 слайд.
Предлагаем вашему вниманию модель взаимодействия всех специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая представлена в виде таблицы. Модель наглядно демонстрирует взаимосвязь всех специалистов ДОУ учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае, детей с ЗПР).
7 слайд.
ФГТ прежде всего требуют от педагогов решать образовательные задачи в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослыми (в ходе режимных моментов, в непосредственно-организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детской деятельности и самостоятельной деятельности детей.
В Образовательной Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его способности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания. Авторы Программы основываются на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игровая. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. По средством игры ребенок развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы педагоги решаем образовательные задачи.
Сейчас специалисты нашего ДОУ представят вашему вниманию ряд методических рекомендаций, которые можно использовать в коррекционной работе по развитию средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Вы можете использовать рекомендации специалистов в непосредственно-организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, так же и в свободной деятельности детей. (Выступление специалистов ДОУ)
8 слайд. Заключение: В настоящее время нам педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования в корне меняют взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание. В результате комплексного подхода к данной проблеме мы можем получить тот результат, на который нацеливают нас с вами ФГТ. Ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести следующие интегративные качества: овладеть средствами общения и способом взаимодействия со взрослыми и сверстниками. А именно ребенок использовал вербальные, невербальные средства общения, овладел диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, умел договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. Способен изменить стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации.