Светлана Лушняк
Комплексное занятие в подготовительной группе «Рождественские традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в подготовительной группе
Подготовила учитель логопед Лушняк Светлана Анатольевна
Тема «Рождественские традиции»
Цель: Формирование у детей группы новой традиции - изготовление рождественских пряников Козуль.
Задачи:
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Рождественские традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
Образовательные:
Актуализировать знания детей о русских народных традициях во время святок; освоить с детьми традиционные народные приемы лепки объемных фигурок животных – козуль.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение, творческие способности детей; способствовать развитию мелкой моторики рук; обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную, грамматически правильную речь.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к культуре, традициям, творчеству своего народа; желание сделать что-то приятное для близких, доставить им радость.
Предварительная работа: беседа о традициях колядования во время святок, разучивание колядок, закличек и частушек с детьми, просмотр и обсуждение презентаций «Рождественские колядки» «Поморские козули»
Словарная работа:
Активный словарь – предки, традиции, козули, колядки, прибыток, ряженые, ладить.
Оборудование: костюмы для ряжения детей, сундучек, фигурки козуль, готовое соленое тесто, досочки для лепки, стеки, салфетки.
Ход:
I. Организационный момент (дети стоят около стола, одетые в костюмы)
- Дети, какие вы сегодня нарядные! Почему? Ответы детей (Мы ходили в младшую группу колядовать)
- А что значит колядовать? Ответы детей (Колядовать - ходить по домам и петь песенки-колядки, в которых прославлять хозяев)
- А когда можно колядовать вы знаете? (на Святки)
Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их почти две недели. С 8 по 19 января. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, На Рождество в Святые вечера в дома приходят колядовщики
Ребенок рассказывает стих «Святки»
Этот праздник самый длинный
Он весёлый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели
С Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенья
Праздник ждали и любили
Веселились и шутили
II Основная часть
1) Беседа
Педагог предлагает детям сесть за столы и продолжить беседу.
-Ребята, а кто такие наши предки? (Предки - Русские люди, жившие в давние времена, наши прапрадедушки и прапрабабушки)
Наши предки свято чтили праздники и строго соблюдали обычаи и традиции, связанные с ними.
- А что значит традиции? (Традиции - это правила жизни людей, передающих из поколения в поколение.)
Одной из таких традиций было в святочные дни веселиться, наряжаться в сказочных героев, различных животных (медведь, лиса, петух, козел и др.) Ряжеными ходить по домам, петь колядки, поздравлять хозяев, желать им добра, здоровья, достатка. А за это, люди благодарила гостей.
-А чем одаривали колядовщиков? (пряниками, пирогами, сладостями, денежкой)
Такие традиции есть и у нас в детском саду. Дети старших групп разучивают колядки, заклички, частушки и вместе с воспитателем ходят колядовать к малышам.
Педагог просит покалядовать детей. Дети встают и пропевают свои колядки.
Коляда пришла,
Рождество принесла
Мы малешеньки – колядошеньки
Пришли прославлять
Хозяев величать!
….
Коляда, коляда
Ты подай пирога
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочек с хохолком,
Петушка с гребешком!
…
Тётенька добренька
Дай кусочек сдобненький
Не режь, Не ломай
Весь подавай!
…
Отворяй-ка сундучок
Вынимай-ка пятачок
По копеечке давай
Колядовщикам!
….
Сеем, веем, повеваем
И хозяев восхваляем
Много лет здоровья вам
И большим и малышам!
- Молодцы!
- И я для вас что-то приготовила, давайте посмотрим. Что у нас в старом сундучке? Какой секрет? Что это?
Дети заглядывают в сундучок и отвечают. Это козули, особенные пряники в виде фигурок животных: козочка, котик, бычки…
Козули – это особенные пряники в виде животных: коровок, лошадок, барашков которые имеют свойство долго храниться и не терять своих вкусовых качеств. От слова коза, ведь коза являлась символом достатка в доме.
На Руси была еще традиция – накануне святок изготавливать такие фигурки и дарить их своим близким и колядующим. Изготавливали целые стада пряничных зверей, чтобы обеспечить достаток в своем доме. Считалось «Козулечку» подарить прибыток в дом получить»
Это был не простой подарок – фигурка каждого животного имела свой смысл, и дарим ее с определенными пожеланиями.
Дети рассказывают о козулях:
- Тетерку дарили с пожеланиями здоровья и прибавления в семействе
- Оленя с пожеланиями счастливой и долгой жизни
- Котика, желая добра и покоя в семье
- Барашка к достатку и хорошему урожаю
- Козочку с пожеланиями упорства в достижении цели
- Бычка дарили мужчинам, желая силы и удачи на охоте
Ряженые ходили по домам, колядовали и просили не пирогов сладких, а именно козуль.
Послушайте колядки про них:
А вот детям и невестам
Козули из ржаного теста
Как живые по столу скачут
Раздают хозяевам удачу!
- - - - - - - -
Птичка летела, хвостиком вертела
Все люди знайте, козулю подайте!
Хранила такие пряники целый год на счастье. Ставили на видное место, в красный угол под иконами. Но если год был трудный и голодный, то козуль съедали, как запас «на черный день». Поэтому одним из пожеланий было «Пусть будет такой год, чтобы козуль есть, не пришлось»
В наше время Козуля может быть одновременно и игрушкой. Такой козулей можно украсить ёлку или просто принести в дом в качестве подарка.
2) Изготовление козуль
-Ребята, а вы хотели бы получить такой подарок в виде козули или подарить его своим близким? (Да)
Сегодня к нам гости пришла мастерица, она расскажет нам из чего и как делали козуль, и поможет изготовить их.
Мастерица здоровается и рассказывает, что она уже много козуль сладила. Так как такие фигурки именно ладили. Даже тесто брали столько от замешенного теста, сколько помещалось в ладошке.
Предки говорили «Сколько теста взял, всё на козулю пусти, счастье должно быть полным, не отдавай его никому»
В старину тесто готовили женщины-хозяйки, оно получалось плотное, как пластилин, и его помогали вымешивать мужчины, дети с удовольствием принимались за украшение и лепку.
-Я замесила тесто из ржаной муки, воды и соли, такой консистенции, чтобы можно легко продавить его одним пальчиком (предлагает детям попробовать правильно ли у нее получилось)
А прежде, чем начнем лепить мы с вами подготовим наши ручки (проводиться пальчиковая гимнастика)
Мастерица рассказывает, что из поколения в поколение передавались приемы лепки этих фигур, ни чего не меняя, сохраняя традиционную форму.
Дети отщипывают в ладошку теста и катают колобок, затем ладошкой формируют овал из него, оттягивают головку, повторяя за мастерицей, и в зависимости от замысла доделывают фигурку (используют стек или специальные палочки)
Дети рассматривают работы, и каждый рассказывает, кому он подарит козулю и с каким пожеланием.
III Итог
В конце занятия педагог совместно с детьми делает вывод о том, что мы русские люди чтим и продолжаем традиции наших предков, а сегодня заложили еще одну традицию в нашем детском саду и в нашей группе, изготовление Рождественских козуль для подарка и гадания.