Валентина Менякина
Комплексное занятие «Доброе слово — всей жизни основа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Доброе слово – всей жизни основа».
Форма работы: Комплексное занятие.
Цели и задачи: Формирование уважительного отношения
к окружающим людям. Научить детей
обходится без прозвищ. Изменить
отношение детей к своему имени.
Оборудование: плакат с названием и иллюстрацией, плакат с правилами, плакат с изображением звёздного неба, папка – раскладушка, Копилка Мудрых советов, диск с мультфильмами.
Публикация «Комплексное занятие „Доброе слово — всей жизни основа“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход занятия.
I. Сценка. Звенит звонок с урока, дети выходят на перемену.
Витя. Длинноногая, а длинноногая!
Девочка. Никакая я не длинноногая!
Витя. Длинноногая! (кривляется и ходит вокруг неё на цыпочках) Длинноногая!
(Девочка убегает со сцены, Саша убегает за ней, продолжая дразнить. Ему навстречу идёт мальчик – новая жертва)
Витя. Конопатый, конопатый весь веснушками богатый! (Мальчик от неожиданности останавливается, сжимает кулаки, наступает на обидчика.)
Мальчик. Ну, Саша, держись! (Несколько минут спустя, Витя с хохотом возвращается на сцену, ясно, что его не догнали. Он снова пристаёт к другой девочке.
Витя. Пышка, пышка, пышка!
(Девочка, заплакав, убегает. Звенит звонок.) Вот как я их! (уходит).
II. Сообщение темы занятия.
Ведущий.
- Ребята, вы посмотрели сценку. Как вы думаете, правильно ли вёл себя мальчик Саша? А что вам не понравилось в его поведении? Вы, наверно, уже догадались, о чём пойдёт наш разговор, сегодня мы будем говорить о прозвищах, попытаемся избавиться от них и сформулируем правила, которые нам помогут в этом. Я предлагаю наше занятие назвать «Доброе слово – всей жизни основа».
Смеяться над чьим-то именем, превращать его в предмет шуток может только не очень умный человек. Но ещё хуже поступает тот, кто издевается над внешностью другого человека, дразнит его обидными кличками. Знаю я такого подростка, словно осколок Снежной Королевы попал ему в глаз. Идёт мимо кудрявый малыш, он кричит: «Ну, ты, баран-ме-е-е», встретилась тоненькая высокая девочка – называет её оглоблей и смеётся, ха-ха-ха. Все остальные у него очкарики, лопухи, скелеты. Среди вас, к сожалению, ещё немало любителей подразнить кого-то, обидеть, как герой сценки Витя. Но мне, кажется, очень часто вы оказываетесь на месте тех ребят, которых Саша обзывал.
- Было такое дело? Вам нравится, когда вас называют обидным слово?
- На самом деле очень неприятно, когда над тобой насмехаются. Но от прозвища можно избавиться. Я надеюсь, что вы хотите стать лучше и хотите избавиться от плохой привычки обзывать других. Сценку, которую мы посмотрели, есть продолжение. И сейчас мы её досмотрим.
Усердно Саша всех дразнил,
Отпора он не находил.
Но вот однажды так случилось,
Что Саше больше не дразнилось.
(Звенит звонок с урока, дети вышли на перемену.)
Витя. Рыжая, а рыжая. Рыжая!
Девочка. (Невозмутимо) Не рыжая, а блондинка. Кто-то брюнет, кто-то шатен, а кто-то блондин. … Да и рыжая – ничего страшного. (Продолжает читать)
Витя. (Волнуясь) Рыжая!
(Выходят дети, которых раньше оскорблял Витя. Он падает на руки стоящих сзади ребят) Все ахают.
Куда его? В медпункт! Скорее!
Жалко Витю, додразнился … (Уносят Витю за кулисы).
III. Работа над правилами.
Ведущий.
- Ребята, почему Саше стало плохо?
- Вам хочется оказаться на месте Саши? Почему?
- Я поняла, что вы не хотите быть похожими на нашего героя. А чтобы этого не произошло, нам нужно выучить несколько правил.
1. «На клички не отзываться!»
- Вспомните, как отреагировала на прозвище девочка, которую Саша дразнил «Рыжая».
Стихотворение «Прозвище»
Прозвали Лёшу «Ветчиной»
И ходит Лёша, сам не свой.
На лице страдание.
Не понимает он того,
Что надо только и всего,
Чтобы отстали от него-
Не обращать внимания.
2. «На необидные прозвища не сердиться».
- Ребята, вспомните занятие, на котором мы с вами говорили, чем отличается прозвище от фамилии. Вот, например, в былинах о богатырях мы встречаем имена богатырей. Назовите их имена? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Муромец, Никитич, Попович – это у них фамилии?
- Богатыри сердились, что их так называли?
- Давайте вспомним героев сказок, мультфильмов. Как называют зайца – косым, медведя – косолапым, лису – хитрой, рыжей, плутовкой.
- Герои обижаются на прозвища? И мы с вами на необидные прозвища сердиться не будем.
3. «Учись понимать шутки, умей отшучиваться!»
- Ребята, мне кажется, это правило не похоже на предыдущие, но связано с ним.
- Подумайте и скажите, о чём оно говорит?
- Да, действительно, ребята. Не надо обижаться на прозвища, тратить на это силы, лучше прозвища принимать за шутку, как это делает мальчик из всем вам известного мультфильма «Рыжий, рыжий,конопатый».
4. «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же»
- Ребята, если мы с вами не запомним это правило, то с нами произойдёт история, о которой мы сейчас услышим.
Удивительные люди.
В 5 «б» вошло в привычку –
Очень странная она:
Отзываются на клички –
Позабыли имена!
Скажешь Рябчикову: «Витя!» -
Он решит: других зовут…
Ну, а – «рябчик» - позовёте –
Витя сразу туту как тут.
Помидоровой Татьяне
Скажешь: «Таня!» - тишина…
«Помидора!» - сразу станет
Вся внимания она.
Коля – бантик,
Катя – чудик,
Лена Струнова – струна…
Удивительные люди
Позабыли имена!
- Почему случилась эта история?
- Почему дети забыли свои имена?
- Лена, прочитай ещё раз это правило.
- А вы всегда поступаете так, как в нём говорится?
А что значит, нам нужно этому с вами научиться. Мне бы хотелось,
Чтобы вы в своей жизни пользовались этими правилами.
Давайте ещё раз прочитаем.
- Ребята, я думаю эти правила нужно поместить в нашу «копилку
мудрых советов», куда мы уже собрали множество советов, сегодня
мы заполним ещё её одну страничку.
Пользуйтесь правилами.
- Ребята, сразу всё не получится, иногда вам обязательно захочется
назвать друг друга по прозвищу, и если это случится, нам поможет
правило, которое знаем давно, а именно, если доставим другому
неприятность или обидим другого, что нужно сделать?
(извиниться).
И будем стараться называть друг друга по именам.
- Какие у вас красивые имена!
Послушайте, как они звучат. (Назвать всех детей по именам
полным)
- Приятно слышать такое обращение?
В народе говорят, что самый сладкий звук для человека – звучание
его имени.
А ещё в народе существует легенда, которая говорит о том, что
Когда на земле рождается человек на небе зажигается звезда в
честь имени. Сейчас мы с вами совершим путешествие в звёздное
небо. А вы мне поможете сделать это.
IV. Путешествие к звёздам.
Я вам давала задание: узнать, что означает имя каждого из вас. Надеюсь, что вы готовы поделиться своими знаниями. В ваших именах написана история, каждое имя что-то означает.
- А теперь давайте представим, что мы в космическом корабле. Сядьте поудобнее, отправляемся в путешествие к звёздам (включается музыка, путешествие начинается, (пауза).
Мы уже приближаемся с вами к первой звезде по имени Валентина.
Валентина означает сильная, крепкая. Она добра, общительна, всегда готова придти на помощь другим. Серьёзность и собранность делают её хорошей хозяйкой.
(Каждый ребёнок рассказывает о своём имени).
- Ребята, вам нравится наше путешествие?
Посмотрите вокруг, какое красивое звёздное небо. Оно стало таким красивым благодаря тому, что на нём горят яркие звёзды. Мы живём среди таких звёзд, звезда по имени Виктория, солнечная звезда Анатолий, светлая звезда по имени Екатерина, освещает нам путь звезда Николай, сильная и крепкая звезда Валентина, звезда надёжности по имени Альберт, сияющая звезда радости Олеся, мирная звезда Владимир, звезда победитель Виктор, добрая звезда Иван.
А чтобы быть таким красивым и сияющим как они, нам всего лишь надо полюбить своё имя. И помнить о том, какое оно красивое. Если мы научимся этому, у нас пропадёт желание придумывать другие имена, которые мы называем прозвищами. И чтобы нам не захотелось этого делать, давайте каждый произнесёт своё имя с любовью.
Я, Валентина (все дети)
А теперь произнесём с любовью имя соседа. Звёзды сияют нам с небес, но все мы жители земли. В память о нашем путешествии я предлагаю взять эти звёзды с собой. Нам пора возвращаться на землю, (выключить музыку.)
Я вижу на ваших лицах улыбки, это меня радует и я надеюсь, что наше занятие не прошло даром, оно многому научило вас.
Можно сказать о заповеди.
V. Итог занятия.
- Ребята, поделитесь впечатлениями о том, чему научились.
- На такой хорошей ноте давайте закончим нашу встречу.