Гульнара Давлетчурина
Художественное слово в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Художественное слово в жизни ребёнка»
«Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь что бы они…. Больше чувствовали…пусть и поэзия действует на них, как и музыка,- прямо через сердце»
Немалая роль в деле формирования нового человека принадлежит литературе и искусству. Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир. Впитывать огромное колличество впечатлений.
Публикация «Художественное слово в жизни ребёнка» размещена в разделах
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.
Толстой Л. Н. обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал, так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и 1/100 того. От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщаясь к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Знакомство малыша с русским народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (Водичка, водичка, Умой моё личико, накормить (Травка-муравка). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звуки песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. (-Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. «Сорока белобока кашу варила…. И другие.) Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания и понмногу проникать в их смысл.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такимим звуковыми сопостовлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша- Маша, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчёркивает особенности каждого из них.
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.
М. Горький писал: «Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
Большинство песенок, потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда и чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя легко запоминают их приобретая вкус к образному. меткому слову, приучаясь пользлваться ими в своей речи.
На этом не исчерпывается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние- пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих – это золотой фонд, любовно сохранённый предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем. Разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей личико», до весны-«земелюшки в венке» или птиц, несущие из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от чётких, точных форм- «Наша Маша…», «Ладушки…», «Огуречик…» до белого стиха-«Берёза моя, берёзонька…», «Летел кулик…») интонацией (от ласковой лирической – «Просыпайся, мой дружок, встань…», топни, …ноженькой…»- до юмористической –«Раздень меня….»
В трёхлетнем возрасте на смену песенкам, потешкам, которые передавали эмоциональный характер обычным повседневным делам, сопровождали и подсказывали различные формы игры с ребёнком, теперь приходят песенки другого характера. Они рассказывают малышу об окружающем его мире.
По новому звучат произведения темы дружбы, мужества, находчивости, трусости и хвастовства. Ребёнок растёт и требует новой пищи для ума.
Так, узнав сказки о коте и воробье, о смешливом зайце,из русских народных сказок, ребёнок внимательнее будет приглядываться к особенностям животных, будет спрашивать о них, сравнивать,искать свои обьяснения, свои примеры. И хотя к четырём годам дети понимают шутки, им нужно помочь разобраться в том, что кот моется после еды не потму, что от него когда- то ускользнул воробей, а у зайца губа раздвоена не из-за того, что она лопнула от смеха.
Разные художественные произведения очень по разному рассказывают о мире животных, но каждое находит отклик в чувствах ребёнка. Любимые детьми стихотворения А. Блока «Зайчик», В. Жуковского «Птичка», «Сказка о глупом мышонке», «Кто колечко найдёт?» С Маршака, зарисовки Е. Чарушина.
Эти произведения учат ребёнка думать, сопостовлять. Заставляют задуматься, а каким должен быть человек? Учат детей ценить и понимать юмор.
Для углубления понимания моральной направленности произведения, облика того или иного повторяющегося в сказках персонажа можно использовать приём рассматривания этого персонажа на рисунках различных художников к разным сказкам. Иллюстрации Ю. Васнецова к сказке «Лиса, заяц и петух», Е. Рачева к сказке «Колобок» по разному показывают главные, типические черты лисы, характерные для русских народных сказок.
С интересом рассматривая рисунки, находя всё новые характерные подробности, дети начинают творчески воспринимать изображённое, сами начинают отличать в рисунках главное от второстепенного и охотно перессказывают содержание рисунков. Но детским восприятием нужно руководить и уметь в нужный момент вопросом натолкнуть ребёнка на поиск, догадку, подвестик выводу.
Хорошо, припомнив с детьми сказку, «Колобок», спросить, почему же колобок от волка и медведя убежал, а на язычок лисы угодил. Обратите их внимание на то, что все прямо говорили колобку: «Я тебя съем!», а лиса это намерение утаила. В процессе беседы детям станет понятнее характеристики и лисы и смелолого, но излишне самоуверенного и доверчивого колобка.
В ходе таких бесед у детей постепенно будут формироваться более точные представления о типичных сказочных образах, а следовательно, яснее станет и самый смысл сказок.
Интересы детей четырёх-пяти лет уже выходятза пределы их непосредственных наблюдений. Ребёнка интересует трудовая и общественная деятельность людей, их взаимоотношения, мотивы поведения, жизнь природы в более широком, чем раньше, плане.
Моральные и этические проблемы подаются уже в более сложных связях и поворотах. В песенках и сказках («Как у бабушки козёл…», «Встань, Митенька….», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Хвастливый заяц…», «Два жадных медвежонка», в произведениях К. Чуковского «Тараканище», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» остро высмеиваются жадность, лень, хвастливость, трусость, и поднимаются на щит такие высокие моральные качества, как смелость, самоотверженность, готовность встать на защиту слабых. Во многих сказках подчёркнута всепобеждающая сила дружбы, единения. Даже комар может проучить медведя («Медведь и камар») и домашние животные могут отбиться от волка, если они действуют сообща («Зимовье»).
Сказки гуманистичны, но они же и учат: нет прощения тому, кто творит зло. Вот почему Жихарка, жестоко расправившийся с лисой, прав. Тот же кто полностью искупил свою вину, может быть прощён («Гуси-лебеди»). Добро всегда побеждает зло и порождает добро.
Одна из важных черт человеческого характера- юмор. Нужно учить детей с малых лет любить и понимать шутку, иронию, сатиру. Широко представлены они в народных песенках, пословицах, прибаутках, сказках.
Стремясь пробудить у детей любознательность, догадливость, умени наблюдать, народ показывает в сказках причинность природных явлений, делая это иносказательно, порой даже в виде шутки-загадки, решить которую должны сами дети («Почему у месяца нет платья», «Самый красивый наряд на свете»). Естественно у детей появляется много «почему?», а с ними и потребность наблюдения, что надо всячески поддерживать.
Эти сказки перекликаются с произведениями Н. Сладкова. Писатель влюблён в природу и очень хочет подружить с неё детей: «Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь. И нигде её, может быть, больше нет. Какая же она драгоценная, эта жизнь! Каждая былинка, каждая живая пылинка!
А мы её часто не бережём….мы уничтожаем вокруг себя первозданную красоту. А ведь никакие произведения искусства не заменят картн дикой природы. Природа – друг человека. А с другом надо дружить».
Воспитывать в человеке мудрое отношение к жизни, умение ценить и оберегать красоту окружающего мира и особенно мира природы- одно из высоких назначений искусства, устного народного творчества и одна из главных задач воспитания подрастающего поколения.
Любя детей и много думая над проблемами воспитания, А. М. Горький писал: «Маленький человек с первых же дней сознательного отношения к жизни должен по немногу узнавать обо всём, что сделано до него бесчисленными поколениями людей; узнавая это, он поймёт, что сделано до него – делалось для него».
Способность вглядываться, вдумываться в увиденное, сопереживать, сочувствовать, эмоционально воспринимать прекрасное, радоваться шутке поможет ребёнку в его дальнейшей жизни полюбить умную книгу, живопись, музыку, т. е. стать подлинным наследником всех богатств, созданных человечеством.
Литература:
1. С. Куприна, Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» СпБ 1999г.
3. Аникин В. П. Русские народные сказки. Просвещение 1977г.
4. Тихомирова И. И. «Растить сердечного читателя», «Начальная школа» ,№11 за 1997г.
ресурсы сети Интернета:
1. Скотарь О. Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. https://festival.1september.ru/articles/650342/
2. Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. https://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury