Получи документы

Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников

Екатерина Блажевич
Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное тематическое планирование у детей представлений о предметах окружающего мира

месяц Содержание работы Коррекционные задачи

Сентябрь Тема: «Фрукты», «Овощи»

Диагностические задания (см. книгу мониторинг)

Октябрь

Тема: «Деревья»,

«Листья».

«Золотая осень».

Цвет:

Величина

Форма

Рассматривание картины:

«Осень в парке».

Публикация «Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников» размещена в разделах

Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида дерева, куста и цветов.

Формировать умение обследовать объекты природы на полисенсорной основе (листья).

• Учить устанавливать причинно – следственные связи при сезонных изменениях в природе.

• Учить сравнению как мыслительной операции

• Учить видеть и выделять характерные сенсорные эталоны как признак конкретного дерева.

• Закреплять представление об эталонах цвета, называть точным словом цвета спектра + оттенки ( например: розовый, оранжевый, малиновый, бордовый) и охрамитичные цвета.

• Учить выделять определённый цвет среди других, дифференцировать оттенки (по насыщенности, по контрастности, по светлоте).

• Учить соотносить узор с ритмической последовательностью в цвете.

Формировать представление о цвете как о признаке предмета.

• Закреплять представление о цвете в играх на внимание.

• Учить детей использовать представление о цвете при описании предметов.

• Закреплять представление об эталонах величин и называть их точным словом (длина, ширина, высота, толщина). Распределять величины в порядке их возрастания или убывания, отыскивая каждый раз самую большую или самую малую из величин.

• Закреплять способы сравнения величин (приложение, наложение, на глаз). Знать правила сравнения.

• Закреплять и расширять представление о плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). Познакомить с разновидностями четырехугольников: ромб, трапеция.

• Выделять и называть признаки всех геометрических форм, видеть сложную форму в предмете, их пространственное расположение.

• Учить сравнивать квадрат и ромб, прямоугольник и трапецию.

Формировать алгоритм восприятия картины.

• Устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту и времени (состояния погоды, природа, время года, части суток, пейзаж).

• Учить составлению описательных рассказов по картине (по образцу, вопросам, самостоятельно).

• Учить выражать собственное отношение ребёнка к сюжетному изображению (нравится ли персонажу, нравится ли тебе).

• Подводить ребёнка к восприятию средств художественной выразительности.

• Видеть пространственное расположение объектов картины и воспринимать планы (ближний, средний, дальний).

• Видеть разные эмоциональные состояния героев и воспроизводить их на себе.

• Учить соотносить собственный опыт с изображением сюжета картины.

• Развивать зрительное восприятие, память, мышление и воображение, как произвольные психические процессы (какие звуки могли услышать, воспринимая эту картину).

• Обучать восприятию пространственного расположения предметов (на себе, от себя, от предмета).

• Развивать двигательную ориентировку в пространстве.

• Учить пространственной ориентации на листе бумаги. Формировать понятия : выше, ниже, слева, справа, в середине, в нижнем правом углу., наискосок.

• Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его с изображением на месте (на схеме, рисунке, карте—плане, лабиринте).

Ноябрь Темы: «Домашние и дикие животные».

«Поздняя осень».

Цвет

Величина

Форма

Рассматривание иллюстраций к сказке:

«Лиса и волк».

Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида животных (домашние, дикие).

Формировать понятие домашние и дикие животные.

• Учить узнавать животных, видеть характерные признаки и соотносить их с точным словом.

• Выделять животное среди других по характерным признакам.

Формировать представление о внешнем виде животного в изображении разных модальностей - (игрушка, чучело, рисунок, контур, силуэт, разные позы и положения).

• Учить сравнению, как мыслительной операции (сравни два животных).

• Учить находить признаки взрослого животного, его в детёныше.

• Учить операции группировки- (домашние, дикие, малыши, взрослые).

• Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизни животных.

• Развивать аналитико-синтетическую деятельность (картинки, кубики, игры «Сложи целое», «Чья это часть?», «Что перепутал художник?»).

• Закреплять цвет как характерный признак животного (волк серый, лиса рыжая, заяц белый, серый, медведь коричневый).

• Учить подбирать фон бумаги и краски для изображения пасмурной и солнечной погоды.

• Упражнять в использовании цвета для передачи

эмоциональной выразительности изображаемого объекта.

• Закреплять способы сравнения величин (приложение, наложение, на глаз). Знать правила сравнения.

• Устанавливать взаимосвязь между предметами по величине.

• Дать представление об относительности величин (мышка маленькая по сравнению с лисой, но большая по сравнению с муравьем).

• Развивать наблюдательность и глазомер в определении величины разных предметов.

• Закрепить представление о разнообразии четырехугольных форм.

• Знать и называть объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма, параллелепипед).

• Уметь создавать фигуры из частей, делить фигуры на части.

• Учить самостоятельно анализировать структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

Обучать восприятию изобразительных средств перспективы: перекрытие, высота на плоскости, изменение величины по мере удалённости объекта (один и тот же дом на заднем плане низкий, на переднем плане высокий).

• Продолжать закреплять алгоритм восприятия сюжетной картины (кто, что, где, когда).

• Развивать диалогическую речь при восприятии картины (инсценировка сюжета).

• Воспринимать и воспроизводить эмоциональное состояние животного в сказке (инсценировка иллюстрации).

• Развивать зрительное внимание, память, мышление, как произвольные психические процессы.

• Обучать восприятию пространственного расположения предметов от себя.

• Развивать двигательную ориентировку в пространстве.

Закреплять практическую ориентировку в макро и микропространстве с использованием направлений: наискосок, влево, вправо, вверх, вниз, вперед, вниз.

• Учить читать и составлять простейшие схемы и планы.

Декабрь

Тема:

«Зимующие птицы».

«Зимние праздники».

Цвет

Величина

Форма

Рассматривание иллюстрации к Сутееву:

«Снеговик почтовик».

Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида птиц. Знать чем птицы отличаются от животных.

• Учить выделять характерные признаки и соотносить их с точным словом.

Выделять конкретных птиц среди других по характерным признакам: воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, дятел, сова, свиристель.

• Учить узнавать птиц по контуру, силуэту, в разных позах и положениях (разных модальностях).

• Учить узнавать птиц по загадкам-символам.

• Учить сравнению как мыслительной операции (сравнение двух птиц).

• Учить анализу и синтезу как мыслительной операции (целое из частей). Узнавать по отдельной части всей птицы.

Формировать понятие зимующие птицы.

• Учить видеть сенсорные эталоны как признак конкретной птицы.

• Развивать умение различать до 8 оттенков красного, синего, зеленого, коричневого и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового, желтого и других цветов, постепенно увеличивая поле восприятия.

Формировать представление о цвете как о признаке объекта.

• Продолжать закреплять представление об эталонах величин и называть их точным словом (длина, ширина, высота, толщина).

• Закреплять способы сравнения величин на глаз.

• Выделять и называть признаки всех геометрических форм, видеть сложную форму в предмете, их пространственное расположение.

• Уметь создавать фигуры из частей, делить фигуры на части.

• Закреплять алгоритм восприятия картины.

• Устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту и времени (состояния погоды, природа, время года, части суток, пейзаж).

• Учить выражать собственное отношение ребёнка к сюжетному изображению (нравится ли персонажу, нравится ли тебе).

• Подводить ребёнка к восприятию средств художественной выразительности.

• Видеть пространственное расположение объектов картины и воспринимать планы (ближний, средний, дальний).

• Видеть разные эмоциональные состояния героев и воспроизводить их на себе.

• Развивать зрительное восприятие, память, мышление и воображение, как произвольные психические процессы (какие звуки могли услышать, воспринимая эту картину).

• Продолжить обучать и формировать восприятию пространственного расположения предметов (от себя, от предмета).

• Развивать тонкую ориентировку в микро и макропространстве.

• Использовать полученные навыки в самостоятельной и практической деятельности.

Январь

Тема: «Зимние развлечения»

Цвет

Величина

Форма

Рассматривание картины:

«Зима».

Ориентировка

• Закреплять представления о зимних развлечениях, сезонных изменениях в природе, жизни людей, животных и птиц.

• Учить выделять характерные признаки и соотносить их с точным словом.

• Дать представление о зимних видах спорта, развивать стремление к здоровому образу жизни.

Формировать умение составлять описательные загадки с помощью алгоритма и наводящих вопросов.

• Развивать навык чувственного познания окружающего мира.

• Расширять представление о существенных признаках и свойствах объектов (снег, лед).

• Учить подбирать фон бумаги и краски для практической изобразительной деятельности.

• Упражнять в использовании цвета для передачи

эмоциональной выразительности изображаемого объекта.

• Познакомить с холодными и теплыми цветами спектра.

• Учить составлять ряд из предметов разной величины в возрастающей и убывающей последовательности (6-8, ( например: елочки, снеговики).

• Развивать глазомер при восприятии разных величин в большом пространстве.

• Учить находить пропущенное звено в сериационном ряду.

• Продолжать учить составлять новые фигуры из имеющихся, более точно выделять геометрическую фигуру в окружающем.

• Развивать конструктивные способности при построении из объемных форм.

• Устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту и времени (состояния погоды, природа, время года, части суток, пейзаж).

• Расширение объема при восприятии мелких деталей, для извлечения из них информативных признаков.

• Учить видеть эмоциональное состояние героев на картине (действие, поза, настроение).

• Совершенствовать навык моделирования пространственных отношений объектов на плоскости.

• Учить изображать простейшие пути следования на рисунке.

• Упражнять в чтении простых схем пространства в играх.

Февраль

Тема: «Транспорт»

Цвет

Величина

Форма

Рассматривание иллюстрации:

«Кот в сапогах»

Ориентировка • Закреплять алгоритм восприятия внешнего вида транспорта (части, признаки, назначение, соотносить с точным словом.

• Учить выделять данный вид транспорта среди других по характерным признакам.

Формировать понятие транспорт.

• Учить отличать транспорт от техники.

• Учить сравнению разных видов транспорта (легковые, грузовые с разными конфигурациями формы кузова).

Учить группировке и классификации транспортных средств:

- по назначению,

-по месту передвижения;

- по питанию…

• Расширять представление за счет сказочного транспорта (ковер-самолет, ступа, сапоги- скороходы).

• Закреплять сенсорные эталоны при использовании предметов транспорта в дидактических играх. ( Например: игра «Подбери машину к гаражу» по цвету или по оттенку.)

• Описывать цвета объектов на расстоянии.

• Учить использовать полученные навыки в самостоятельной практической деятельности.

• Ввести понятие многоугольник.

• Локализовать разные виды многоугольников.

• Закреплять алгоритм восприятия сюжетной картины.

• Различать и воспроизводить ближний, дальний, средний планы изображения.

• Расширять объем восприятия мелких деталей на картине.

• Совершенствовать навык моделирования пространственных отношений объектов на плоскости.

• Способствовать развитию ориентировки в большом пространстве с использованием темы «Транспорт».

• Учить выделять звуки на улицах города, шум машины, работающий мотор, звуки приближающихся машин, сигналы светофора.

• Закрепить правила дорожного движения.

Март

Темы «Одежда», «Посуда». «Весенние изменения в природе».

Цвет

Величина

Форма

Рассматривание иллюстрации к сказке: «Золушка».

Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида одежды.

• Закрепить знание о частях одежды и знать ее назначение.

• Уметь выделять данный вид одежды из других по главным признакам и свойствам (детали, материал) :

- платье – рубашка, пальто - шуба, куртка – плащ.

• Развивать на полисенсорной основе обследовательские действия с разными видами ткани.

• Активизировать и закреплять алгоритм восприятия внешнего вида посуды (назначение, части, признаки, материал).

• Расширять представления о посуде за счет введения новых объектов (терка, дуршлаг).

Формировать сравнение, как мыслительную операцию.

• Учить тонкой дифференцировке видовых понятий (чайник, кофейник, самовар - нужны для кипячения воды; вилка, ложка, нож – это столовые приборы).

• Группировать посуду на столовую, чайную, кухонную и для хранения пищи.

Формировать понятия сервиза как предметов, объединенных одной цветовой гаммой и рисунком.

• Учить операции классификации по сенсорным эталонам, материалу и назначению.

• Украшать посуды, соблюдая ритмическую последовательность в узоре.

• Закреплять представления о величине на предметах посуды.

• Учить соотносить по величине (до 10 объектов).

• Применять полученные знания о форме в игре, в самостоятельной деятельности и творчестве.

• Учить выделять конкретный эпизод сказки, изображенный на картине.

• Развивать монологическую, диалогическую речь.

• Учить характеризовать героев, используя изобразительные средства художника (краски, эмоции).

• Закрепить правила этикета сервировки стола.

• Учить использовать полученные знания в игре (накрывать на стол в соответствии с этикетом по схеме, картинке, по слову).

Апрель Тема:

«Перелетные птицы».

«Весна».

Цвет

Величина

Форма

Рассматривание картины:

«Гуси-лебеди».

Ориентировка

Закреплять и активизировать алгоритм восприятия внешнего вида птиц: грач, ласточка, журавль, скворец, жаворонок, кукушка.

• Учить выделять характерные признаки и соотносить их с точным словом.

Формировать понятие перелётные, зимующие, домашние птицы.

• Учить узнавать птиц по контуру, силуэту, в разных позах и положениях (разных модальностях).

• Учить узнавать птиц по загадкам-символам.

• Учить сравнению как мыслительной операции (сравнение двух птиц).

• Учить анализу и синтезу как мыслительной операции (целое из частей).

• Развивать тонкую дифференцировку оттенков.

• Дать представление об относительности величин (голубь маленький по сравнению с совой, но большой по сравнению с воробьем).

• Развивать наблюдательность и глазомер в определении величины разных предметов.

• Закреплять разные представления о разных видах форм в практической деятельности.

• Закреплять восприятие алгоритма картины.

• Воспринимать конкретный эпизод к сказке.

Познакомить с изобразительными средствами глубины пространства: то, что ближе изображено больше, а то, что дальше меньше, перекрытие, то, что ближе выше, то, что дальше ниже.

• Видеть в картине изобразительные средства художника.

• Способствовать умению сопереживать эмоциональному состоянию героев.

• Продолжать ориентироваться с использованием планов и схем.

• Закреплять тонкую микроориентировку при использовании настольных лабиринтов разных видов сложности.

Май Тема: «Растения», (первоцветы, «Насекомые».

Сенсорные эталоны

Рассматривание картины: «Дюймовочка».

Ориентировка

• Закрепления и активизация алгоритма внешнего вида растений - (семечко, корень, стебель, лист, цветок, плод, бутон).

• Учить видеть и выделять характерные сенсорные эталоны как признак конкретного растения.

• Учить различать объекты как виды живой природы (трава, кустарники, деревья, цветы).

Формировать умение обследовать объекты природы на полисенсорной основе.

• Учить устанавливать причинно-следственные связи при сезонных изменениях в природе.

• Учить узнавать изображения разных модальностей.

• Различать и называть 2-3 объекта живой и неживой природы по признакам, доступным для восприятия детьми.

• Учить сравнению как мыслительной операции.

• Дать представление о простой и сложной форме (листья, цветы).

• Учить классификации растений по месту их произрастания и назначения (полевые, садовые, комнатные, лесные).

• Способствовать умению ориентироваться в большом и малом пространстве.

• Познакомить детей с разными видами насекомых и их функциями в природе. Узнавать их в природе и в изображении (бабочка, гусеница, стрекоза, муравей).

• Использовать полученные знания о сенсорных эталонах в практической деятельности.

• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту, времени и признакам.

• Учить видеть пространственное расположение объектов картины и воспроизводить их.

• Развивать монологическую речь.

• Закреплять полученные знания во владении ориентировкой в малом и большом пространстве.

• Использовать полученные навыки в самостоятельной и практической деятельности.

Публикации по теме:

Календарное комплексно-тематическое планирование в средней группе Календарное комплексно - тематическое планирование в средней группе Тема недели и содержание. День знаний Цель: Вызвать у детей радость.

Комплексно — тематическое планирование к проекту «Моя безопасность»Комплексно — тематическое планирование к проекту «Моя безопасность» Понедельник: 11. 12. 2017 г. 1. Беседа с детьми на тему «Спички детям не игрушки». 2. Рассматривание тематического альбома «Правила поведения.

Комплексно-тематическое планирование на осень в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование воспитательно –образовательного процесса Тема: «День знаний». Сроки: 1 неделя сентября. Итоговое.

Комплексно-тематическое планирование «Новый год»Комплексно-тематическое планирование «Новый год» Познание Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего.

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (II часть) Месяц: Декабрь Неделя: I Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Ориентировка во времени». Задачи: - Развивать чувство времени,.

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Месяц: Сентябрь Неделя: I и II Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Мониторинг» Месяц: Сентябрь Неделя: III Непосредственно.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год. Сентябрь 1 неделя: тема «Впечатления от лета» Программное.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на весну Комплексно – тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе. Тема: «Международный женский день» Сроки: 4 неделя.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 15:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Блажевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД