Екатерина Блажевич
Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное тематическое планирование у детей представлений о предметах окружающего мира
месяц Содержание работы Коррекционные задачи
Сентябрь Тема: «Фрукты», «Овощи»
Диагностические задания (см. книгу мониторинг)
Октябрь
Тема: «Деревья»,
«Листья».
«Золотая осень».
Цвет:
Величина
Форма
Рассматривание картины:
«Осень в парке».
Публикация «Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию знаний о предметах окружающего мира у старших дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Планирование. Планы работ
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида дерева, куста и цветов.
• Формировать умение обследовать объекты природы на полисенсорной основе (листья).
• Учить устанавливать причинно – следственные связи при сезонных изменениях в природе.
• Учить сравнению как мыслительной операции
• Учить видеть и выделять характерные сенсорные эталоны как признак конкретного дерева.
• Закреплять представление об эталонах цвета, называть точным словом цвета спектра + оттенки ( например: розовый, оранжевый, малиновый, бордовый) и охрамитичные цвета.
• Учить выделять определённый цвет среди других, дифференцировать оттенки (по насыщенности, по контрастности, по светлоте).
• Учить соотносить узор с ритмической последовательностью в цвете.
• Формировать представление о цвете как о признаке предмета.
• Закреплять представление о цвете в играх на внимание.
• Учить детей использовать представление о цвете при описании предметов.
• Закреплять представление об эталонах величин и называть их точным словом (длина, ширина, высота, толщина). Распределять величины в порядке их возрастания или убывания, отыскивая каждый раз самую большую или самую малую из величин.
• Закреплять способы сравнения величин (приложение, наложение, на глаз). Знать правила сравнения.
• Закреплять и расширять представление о плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). Познакомить с разновидностями четырехугольников: ромб, трапеция.
• Выделять и называть признаки всех геометрических форм, видеть сложную форму в предмете, их пространственное расположение.
• Учить сравнивать квадрат и ромб, прямоугольник и трапецию.
• Формировать алгоритм восприятия картины.
• Устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту и времени (состояния погоды, природа, время года, части суток, пейзаж).
• Учить составлению описательных рассказов по картине (по образцу, вопросам, самостоятельно).
• Учить выражать собственное отношение ребёнка к сюжетному изображению (нравится ли персонажу, нравится ли тебе).
• Подводить ребёнка к восприятию средств художественной выразительности.
• Видеть пространственное расположение объектов картины и воспринимать планы (ближний, средний, дальний).
• Видеть разные эмоциональные состояния героев и воспроизводить их на себе.
• Учить соотносить собственный опыт с изображением сюжета картины.
• Развивать зрительное восприятие, память, мышление и воображение, как произвольные психические процессы (какие звуки могли услышать, воспринимая эту картину).
• Обучать восприятию пространственного расположения предметов (на себе, от себя, от предмета).
• Развивать двигательную ориентировку в пространстве.
• Учить пространственной ориентации на листе бумаги. Формировать понятия : выше, ниже, слева, справа, в середине, в нижнем правом углу., наискосок.
• Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его с изображением на месте (на схеме, рисунке, карте—плане, лабиринте).
Ноябрь Темы: «Домашние и дикие животные».
«Поздняя осень».
Цвет
Величина
Форма
Рассматривание иллюстраций к сказке:
«Лиса и волк».
Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида животных (домашние, дикие).
• Формировать понятие домашние и дикие животные.
• Учить узнавать животных, видеть характерные признаки и соотносить их с точным словом.
• Выделять животное среди других по характерным признакам.
• Формировать представление о внешнем виде животного в изображении разных модальностей - (игрушка, чучело, рисунок, контур, силуэт, разные позы и положения).
• Учить сравнению, как мыслительной операции (сравни два животных).
• Учить находить признаки взрослого животного, его в детёныше.
• Учить операции группировки- (домашние, дикие, малыши, взрослые).
• Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизни животных.
• Развивать аналитико-синтетическую деятельность (картинки, кубики, игры «Сложи целое», «Чья это часть?», «Что перепутал художник?»).
• Закреплять цвет как характерный признак животного (волк серый, лиса рыжая, заяц белый, серый, медведь коричневый).
• Учить подбирать фон бумаги и краски для изображения пасмурной и солнечной погоды.
• Упражнять в использовании цвета для передачи
эмоциональной выразительности изображаемого объекта.
• Закреплять способы сравнения величин (приложение, наложение, на глаз). Знать правила сравнения.
• Устанавливать взаимосвязь между предметами по величине.
• Дать представление об относительности величин (мышка маленькая по сравнению с лисой, но большая по сравнению с муравьем).
• Развивать наблюдательность и глазомер в определении величины разных предметов.
• Закрепить представление о разнообразии четырехугольных форм.
• Знать и называть объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма, параллелепипед).
• Уметь создавать фигуры из частей, делить фигуры на части.
• Учить самостоятельно анализировать структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
• Обучать восприятию изобразительных средств перспективы: перекрытие, высота на плоскости, изменение величины по мере удалённости объекта (один и тот же дом на заднем плане низкий, на переднем плане высокий).
• Продолжать закреплять алгоритм восприятия сюжетной картины (кто, что, где, когда).
• Развивать диалогическую речь при восприятии картины (инсценировка сюжета).
• Воспринимать и воспроизводить эмоциональное состояние животного в сказке (инсценировка иллюстрации).
• Развивать зрительное внимание, память, мышление, как произвольные психические процессы.
• Обучать восприятию пространственного расположения предметов от себя.
• Развивать двигательную ориентировку в пространстве.
• Закреплять практическую ориентировку в макро и микропространстве с использованием направлений: наискосок, влево, вправо, вверх, вниз, вперед, вниз.
• Учить читать и составлять простейшие схемы и планы.
Декабрь
Тема:
«Зимующие птицы».
«Зимние праздники».
Цвет
Величина
Форма
Рассматривание иллюстрации к Сутееву:
«Снеговик почтовик».
Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида птиц. Знать чем птицы отличаются от животных.
• Учить выделять характерные признаки и соотносить их с точным словом.
• Выделять конкретных птиц среди других по характерным признакам: воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, дятел, сова, свиристель.
• Учить узнавать птиц по контуру, силуэту, в разных позах и положениях (разных модальностях).
• Учить узнавать птиц по загадкам-символам.
• Учить сравнению как мыслительной операции (сравнение двух птиц).
• Учить анализу и синтезу как мыслительной операции (целое из частей). Узнавать по отдельной части всей птицы.
• Формировать понятие зимующие птицы.
• Учить видеть сенсорные эталоны как признак конкретной птицы.
• Развивать умение различать до 8 оттенков красного, синего, зеленого, коричневого и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового, желтого и других цветов, постепенно увеличивая поле восприятия.
• Формировать представление о цвете как о признаке объекта.
• Продолжать закреплять представление об эталонах величин и называть их точным словом (длина, ширина, высота, толщина).
• Закреплять способы сравнения величин на глаз.
• Выделять и называть признаки всех геометрических форм, видеть сложную форму в предмете, их пространственное расположение.
• Уметь создавать фигуры из частей, делить фигуры на части.
• Закреплять алгоритм восприятия картины.
• Устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту и времени (состояния погоды, природа, время года, части суток, пейзаж).
• Учить выражать собственное отношение ребёнка к сюжетному изображению (нравится ли персонажу, нравится ли тебе).
• Подводить ребёнка к восприятию средств художественной выразительности.
• Видеть пространственное расположение объектов картины и воспринимать планы (ближний, средний, дальний).
• Видеть разные эмоциональные состояния героев и воспроизводить их на себе.
• Развивать зрительное восприятие, память, мышление и воображение, как произвольные психические процессы (какие звуки могли услышать, воспринимая эту картину).
• Продолжить обучать и формировать восприятию пространственного расположения предметов (от себя, от предмета).
• Развивать тонкую ориентировку в микро и макропространстве.
• Использовать полученные навыки в самостоятельной и практической деятельности.
Январь
Тема: «Зимние развлечения»
Цвет
Величина
Форма
Рассматривание картины:
«Зима».
Ориентировка
• Закреплять представления о зимних развлечениях, сезонных изменениях в природе, жизни людей, животных и птиц.
• Учить выделять характерные признаки и соотносить их с точным словом.
• Дать представление о зимних видах спорта, развивать стремление к здоровому образу жизни.
• Формировать умение составлять описательные загадки с помощью алгоритма и наводящих вопросов.
• Развивать навык чувственного познания окружающего мира.
• Расширять представление о существенных признаках и свойствах объектов (снег, лед).
• Учить подбирать фон бумаги и краски для практической изобразительной деятельности.
• Упражнять в использовании цвета для передачи
эмоциональной выразительности изображаемого объекта.
• Познакомить с холодными и теплыми цветами спектра.
• Учить составлять ряд из предметов разной величины в возрастающей и убывающей последовательности (6-8, ( например: елочки, снеговики).
• Развивать глазомер при восприятии разных величин в большом пространстве.
• Учить находить пропущенное звено в сериационном ряду.
• Продолжать учить составлять новые фигуры из имеющихся, более точно выделять геометрическую фигуру в окружающем.
• Развивать конструктивные способности при построении из объемных форм.
• Устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту и времени (состояния погоды, природа, время года, части суток, пейзаж).
• Расширение объема при восприятии мелких деталей, для извлечения из них информативных признаков.
• Учить видеть эмоциональное состояние героев на картине (действие, поза, настроение).
• Совершенствовать навык моделирования пространственных отношений объектов на плоскости.
• Учить изображать простейшие пути следования на рисунке.
• Упражнять в чтении простых схем пространства в играх.
Февраль
Тема: «Транспорт»
Цвет
Величина
Форма
Рассматривание иллюстрации:
«Кот в сапогах»
Ориентировка • Закреплять алгоритм восприятия внешнего вида транспорта (части, признаки, назначение, соотносить с точным словом.
• Учить выделять данный вид транспорта среди других по характерным признакам.
• Формировать понятие транспорт.
• Учить отличать транспорт от техники.
• Учить сравнению разных видов транспорта (легковые, грузовые с разными конфигурациями формы кузова).
• Учить группировке и классификации транспортных средств:
- по назначению,
-по месту передвижения;
- по питанию…
• Расширять представление за счет сказочного транспорта (ковер-самолет, ступа, сапоги- скороходы).
• Закреплять сенсорные эталоны при использовании предметов транспорта в дидактических играх. ( Например: игра «Подбери машину к гаражу» по цвету или по оттенку.)
• Описывать цвета объектов на расстоянии.
• Учить использовать полученные навыки в самостоятельной практической деятельности.
• Ввести понятие многоугольник.
• Локализовать разные виды многоугольников.
• Закреплять алгоритм восприятия сюжетной картины.
• Различать и воспроизводить ближний, дальний, средний планы изображения.
• Расширять объем восприятия мелких деталей на картине.
• Совершенствовать навык моделирования пространственных отношений объектов на плоскости.
• Способствовать развитию ориентировки в большом пространстве с использованием темы «Транспорт».
• Учить выделять звуки на улицах города, шум машины, работающий мотор, звуки приближающихся машин, сигналы светофора.
• Закрепить правила дорожного движения.
Март
Темы «Одежда», «Посуда». «Весенние изменения в природе».
Цвет
Величина
Форма
Рассматривание иллюстрации к сказке: «Золушка».
Ориентировка • Формировать алгоритм восприятия внешнего вида одежды.
• Закрепить знание о частях одежды и знать ее назначение.
• Уметь выделять данный вид одежды из других по главным признакам и свойствам (детали, материал) :
- платье – рубашка, пальто - шуба, куртка – плащ.
• Развивать на полисенсорной основе обследовательские действия с разными видами ткани.
• Активизировать и закреплять алгоритм восприятия внешнего вида посуды (назначение, части, признаки, материал).
• Расширять представления о посуде за счет введения новых объектов (терка, дуршлаг).
• Формировать сравнение, как мыслительную операцию.
• Учить тонкой дифференцировке видовых понятий (чайник, кофейник, самовар - нужны для кипячения воды; вилка, ложка, нож – это столовые приборы).
• Группировать посуду на столовую, чайную, кухонную и для хранения пищи.
• Формировать понятия сервиза как предметов, объединенных одной цветовой гаммой и рисунком.
• Учить операции классификации по сенсорным эталонам, материалу и назначению.
• Украшать посуды, соблюдая ритмическую последовательность в узоре.
• Закреплять представления о величине на предметах посуды.
• Учить соотносить по величине (до 10 объектов).
• Применять полученные знания о форме в игре, в самостоятельной деятельности и творчестве.
• Учить выделять конкретный эпизод сказки, изображенный на картине.
• Развивать монологическую, диалогическую речь.
• Учить характеризовать героев, используя изобразительные средства художника (краски, эмоции).
• Закрепить правила этикета сервировки стола.
• Учить использовать полученные знания в игре (накрывать на стол в соответствии с этикетом по схеме, картинке, по слову).
Апрель Тема:
«Перелетные птицы».
«Весна».
Цвет
Величина
Форма
Рассматривание картины:
«Гуси-лебеди».
Ориентировка
• Закреплять и активизировать алгоритм восприятия внешнего вида птиц: грач, ласточка, журавль, скворец, жаворонок, кукушка.
• Учить выделять характерные признаки и соотносить их с точным словом.
• Формировать понятие перелётные, зимующие, домашние птицы.
• Учить узнавать птиц по контуру, силуэту, в разных позах и положениях (разных модальностях).
• Учить узнавать птиц по загадкам-символам.
• Учить сравнению как мыслительной операции (сравнение двух птиц).
• Учить анализу и синтезу как мыслительной операции (целое из частей).
• Развивать тонкую дифференцировку оттенков.
• Дать представление об относительности величин (голубь маленький по сравнению с совой, но большой по сравнению с воробьем).
• Развивать наблюдательность и глазомер в определении величины разных предметов.
• Закреплять разные представления о разных видах форм в практической деятельности.
• Закреплять восприятие алгоритма картины.
• Воспринимать конкретный эпизод к сказке.
• Познакомить с изобразительными средствами глубины пространства: то, что ближе изображено больше, а то, что дальше меньше, перекрытие, то, что ближе выше, то, что дальше ниже.
• Видеть в картине изобразительные средства художника.
• Способствовать умению сопереживать эмоциональному состоянию героев.
• Продолжать ориентироваться с использованием планов и схем.
• Закреплять тонкую микроориентировку при использовании настольных лабиринтов разных видов сложности.
Май Тема: «Растения», (первоцветы, «Насекомые».
Сенсорные эталоны
Рассматривание картины: «Дюймовочка».
Ориентировка
• Закрепления и активизация алгоритма внешнего вида растений - (семечко, корень, стебель, лист, цветок, плод, бутон).
• Учить видеть и выделять характерные сенсорные эталоны как признак конкретного растения.
• Учить различать объекты как виды живой природы (трава, кустарники, деревья, цветы).
• Формировать умение обследовать объекты природы на полисенсорной основе.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи при сезонных изменениях в природе.
• Учить узнавать изображения разных модальностей.
• Различать и называть 2-3 объекта живой и неживой природы по признакам, доступным для восприятия детьми.
• Учить сравнению как мыслительной операции.
• Дать представление о простой и сложной форме (листья, цветы).
• Учить классификации растений по месту их произрастания и назначения (полевые, садовые, комнатные, лесные).
• Способствовать умению ориентироваться в большом и малом пространстве.
• Познакомить детей с разными видами насекомых и их функциями в природе. Узнавать их в природе и в изображении (бабочка, гусеница, стрекоза, муравей).
• Использовать полученные знания о сенсорных эталонах в практической деятельности.
• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи по действию, месту, времени и признакам.
• Учить видеть пространственное расположение объектов картины и воспроизводить их.
• Развивать монологическую речь.
• Закреплять полученные знания во владении ориентировкой в малом и большом пространстве.
• Использовать полученные навыки в самостоятельной и практической деятельности.