Любовь Шестиалтынова
Комплексное логопедическое занятие с элементами краеведения «Мой город — Троицк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять и обобщать знания детей о нашем городе : его истории, достопримечательностей Троицка, главной площади, зданий, улиц родного города.
Программное содержание:
1. Продолжать формировать представление о родном городе : его особенностях и достопримечательностях;
2. Расширять и уточнять словарь по теме;
3. Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление и речь;
4. Воспитывать познавательный интерес к играм с элементами краеведения.
Ход занятия
1. Организационный момент
Публикация «Комплексное логопедическое занятие с элементами краеведения „Мой город — Троицк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.
Люблю поле и березки, и скамейку под окном,
Заскучаю – вытру слезки, вспоминая о родном.
Никуда я не уеду, буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое буду я всегда любить!
Место это знаю я, а вы знаете, друзья?
(Родина)
-Для каждого человека Родина – это то место, где ему хорошо и спокойно, где живут его родные, близкие и друзья, где он может отдохнуть. Для нас с вами Родина – это наша огромная страна Россия! Но в России очень много городов и в одном из них живем мы с вами!
-Послушайте стихотворение и скажите мне, в каком городе мы живем.
Старинный город на Ую, и этот город я люблю!
В нем столько чистой простоты, в нем столько капелек мечты!
Давным – давно основан он, но все ж красив как – будто сон!
Он был как 200 лет назад и гостю каждому он рад!
И в этом городе мой дом, здесь каждый угол мне знаком.
Тут мои близкие, друзья, моя семья… Здесь счастлив я!
(Троицк)
2. Основной этап
Беседа с детьми «Мой город – Троицк» с использованием картинного материала. Например: Наш город был основан в 1743 году. Его основатель - Иван Иванович Неплюев. Памятник ему стоит в центре города. В этом году Троицку будет уже 275 лет. Город Троицк – один из наиболее характерных исторических памятников. Это – «город – крепость» и «город – торговый центр» Уральского региона. В нашем старинном городе имеется множество архитектурных ценностей, которые сохранились и по сей день: купеческие усадьбы, торговые сооружения, крупные общественные здания, учебные заведения. Есть здесь и две реки: Уй и Увелька, в которых обитает много промысловой рыбы.
-Игры и упражнения по теме (некоторые примеры).
• «Подскажи словечко».
Цель: обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Педагог произносит начало предложения, дети должны по очереди подобрать окончание. Например:
-Мой город какой? ….
-Я люблю свой город, потому что ….
-Мой детский сад какой? ….
-В своем городе я люблю какие места? ….
• «Четвертый лишний».
Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Троицке через игровую мотивацию; развивать зрительное или слуховое внимание, мышление, память.
Ребенок должен ответить на вопросы педагога, определив лишнее слово на слух. Например:
-Какого здания нет в городе Троицке? Кинотеатр, бассейн, цирк, ФОК «Юниор».
-Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? Автобус, маршрутка, трамвай, такси.
-Какое дерево не растет в нашем городе? Береза, сосна, пальма, тополь.
-Чего нет в нашем микрорайоне? Детский сад, ФОК «Юниор», музыкальная школа, Лицей № 17.
• «Российская семья» (пальчиковая гимнастика)
Живут в России разные народы с давних пор (энергично сжимать и разжимать кулачки)
Одним – тайга по нраву (соединить большой и указательный пальцы правой руки)
Другим – родной простор (соединить большой и средний)
У каждого народа (большой и безымянный)
Язык свой и наряд (большой и мизинец)
Один черкеску носит (соединить большой и указательный пальцы левой руки)
Другой надел халат (большой и средний)
Один – рыбак с рождения (большой и безымянный)
Другой – оленевод (большой и мизинец)
Один – кумыс готовит (круговое поглаживание живота рукой)
Другой готовит мед (тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим - милей весна (приседают, поглаживают траву)
А Родина – Россия («домик»)
У нас у всех одна (все вместе берутся за руки)
• «Найди отличия»
Чтобы изготовить эту игру необходимо подобрать фотографии (открытки) «старого города» и современного. Те же улицы и здания, но век спустя. На верхнюю часть цветного картона наклеиваем фото из прошлого, а на нижнюю часть фото того же места, но из настоящего.
Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.
Кинотеатр «Сан Сити» Педагогический колледж
Гостиница «Центральная»
• «Собери кубики».
Чтобы изготовить эту игру пригодились старые кубики, открытки и фотографии (два экземпляра). Первый экземпляр открыток и фотографий разрезали на необходимое количество частей и наклеили на кубики. Старым кубикам дали новую жизнь. Второй экземпляр дети используют, как образец.
Цель: развитие познавательного интереса к родному городу, внимания, мышления, воспитание усидчивости.
• «Замочная скважина».
Для создания данной дидактической игры необходим следующий материал: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.
Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.
Педагог перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Ребенку предлагают отгадать достопримечательность города, передвигая лист с замочной скважиной, и рассказать об этом месте в городе.
3. Заключительный этап
Обобщение материала. Подведение итогов занятия. Анализ работы детей каждого и в целом.
Список литературы:
1. Е. Скобелкин, И. Шамсутдинов «Возвращаясь к прошлому». Издательская фирма ТЭМП. Троицк, 1993.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для занятий с детьми 6-7 лет». Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2011.
3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт – Петербург, 2006.
4. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Троицк_(Челябинская_область)
5. Электронный ресурс: https://troitsk74.ru/history/